Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Мемориальный сайт Дольфи. 
              Светлой памяти детей,
              погибших  1 июня 2001 года, 
              а также всем жертвам теракта возле 
             Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...
Наши Друзья

Александр Градский

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин - Синергическая интерактивная музыкотерапия
 [Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-
 
И.М.Мирошник,  Е.В.Гаврилин
Синергическая интерактивная музыкотерапия
 (С) All rights reserved, I.Miroshnik and E.Gavrilin, 2003
 Введение
Становление музыкотерапии  
      Способ лечения музыкальными звуками известен человечеству тысячи лет. В 
Китае, Египте, Древней Греции, Риме уже в первых теоретических учениях, 
разработанных великими философами древности (Конфуций, Пифагор, Гераклит, 
Платон, Аристотель, Лукреций Кар) музыка рассматривалась как вид деятельности 
(то есть практики) одновременно близкий к науке, ремеслу и религиозному культу. 

      Музыка представлялась и как модель мира, способствующая познанию его 
законов, и как сильнейшее магическое средство воздействия на природу, на 
человека (врачевание, формирование нравственных, гражданских качеств и др.). 
       Однако как самостоятельная отрасль знаний  и область научно-практической 
деятельности музыкотерапия начала формироваться только в 19-20 веке, что, на 
наш взгляд, обусловлено следующими основными факторами: 
1.    Формированием теории музыки. 
2.    Формированием общечеловеческой музыкальной культуры, воплощенной в стилях 
Барокко, Классицизма, Романтизма, Импрессионизма, Экспрессионизма,  Сонористики,
 Техногенной музыки, New Age и пр. 
3.    Развитием психологии и психотерапии. 
4.    Ускорением социальных информационных процессов. 
5.    Развитием технических средств записи и воспроизведения музыки.  
      Во второй половине 20 века музыкотерапия начинает активно применяться в 
Европе, США,  Австралии, Японии и других странах мира.  Среди получивших 
широкую известность теоретических школ следует выделить Дж. Элвина 
(Великобритания), П. Нордоффа и К.Роббинса (США), Э. Лекоурта (Франция), Швабе 
(Германия), Джулии Кремаски Тровеси (Италия). В Англо-саксонских странах и 
большей части Европы сегодня преобладает теоретическая линия 
Alvin-Nordoff-Robbins-Cremaschi. 
      В последнее десятилетие на передовые позиции выходит итальянская школа 
музыкотерапии (профессор Giulia Cremaschi Trovesi), в которой на основе 
феноменологического подхода в сочетании с техниками НЛП разработаны  
эффективные технологии музыкотерапии: «Dialogo Sonoro»,  «Corpo Vibrante» и др. 
(Мы не будем  сейчас детализировать этот замечательный метод, потому что 
сегодня нам представляется уникальная возможность познакомиться с ним  
непосредственно в авторском изложении).
      В нашем докладе основное внимание уделяется разработанному  и 
запатентованному нами в России оригинальному методу «Синергической  
интерактивной музыкотерапии» (Мирошник, Гаврилин, 1993).1[i] 
Парадигма синергической интерактивной музыкотерапии
      Как отмечалось выше, в культуре древних цивилизаций музыка представлялась 
как модель мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее 
магическое средство воздействия на природу и на человека. Подобный подход 
определен  нами как синкретизм науки-религии-искусства, который был характерен 
для древних цивилизаций, а затем с некоторыми трансформациями был имплантирован 
в средневековую культуру под доминантой религии.  
      Эпоха Возрождения дала первый мощный толчок, который потряс устои 
синкретической культуры средневековья. И огромное значение в этом прогрессивном 
процессе имеет искусство Италии. В музыкальной культуре – это, прежде всего, - 
великий Джозеффо Царлино (1517-1590), который в «Установлениях гармонии» 
средневековому учению о ладах противопоставил новую тональную систему с двумя 
основными наклонениями – мажором и минором. Мажор и минор обобщили исторически 
предшествующие им лады, но в тоже время явились воплощением принципиально новой 
ладовой организации, которая воплощала изменения происходившие в самом строе 
диссоциирующего человеческого  мировосприятия и  диссоциирующего мышления. В 
отличие от средневековых эстетиков, Царлино считал, что мир полон гармонии, и 
объективная гармония мира соизмерима с гармонией человеческой души. В нашей 
терминологии  такое ренессансное музыкальное мышление определяется как теория 
амфотерности мажора и минора, которая тесно связана со становлением 
активно-личностного мышления и самосознания человека. Отметим, что в отличие от 
 дисгармоничного диалектического мышления Гегеля, в гармоническом амфотерном 
триединстве противоположности мажора и минора являются не антагонистичными, но 
комплементарными, то есть взаимодополнительными. Поэтому, вопреки пророчеству 
Гегеля о «дисгармонии в искусстве» в  классической музыке возникает и 
сохраняется, как живительный родник гармоничного мышления и сознания, 
амфотерное единство (но не диалектическая борьба!)  взаимодополняющих 
противоположностей: мажора и минора, диссонансов и консонансов. Напомним, что в 
своей эстетической концепции Гегель полагал, что по мере развития истории 
гармония уступает место коллизиям, дисгармониям, антагонизмам и этот процесс 
является необратимым. В отличие от этой позиции Гегеля, мы полагаем, что 
антагонизм мыщления, порождающий соответствующие процессы в искусстве, является 
лишь этапом постсинкретической, «антагонистической культуры», который  
закономерно сменяется этапом «эклектической культуры». На  современном этапе 
эклектической культуры в процессе  взамосмешения искусств, а также науки и 
религии, происходит синтез  и кристаллизация новой гармонической системы, 
основанной на принципе синергии науки-религии-искусства.   
      Однако, следуя логике изложения, мы должны вернуться  в 16 век.  Итак, 
мажорное и минорное трезвучия явились центральными элементами двух главных 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-