Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин - Синергическая интерактивная музыкотерапия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-
 
персоналистической культуры сумеет преодолеть патологическую амбивалентность 
современного постмодернизма.  
Отметим, что в наших работах впервые введен принцип амфотерной детерминации 
развития, который предназначается для описания продуктивной, гармонической  
двойственности, характерной для психических процессов, состояний и свойств 
гармонично развивающейся личности, и, соответственно,  дифференциации этих 
позитивных явлений от понятий и феноменов  инволюционной, патологической  
двойственности –  амбивалентности  и «основанной на принципе амбивалентности 
теории реверсивности» (М. Аптер и др.). При этом, диалектическая триада Гегеля 
рассматривается нами как необходимое, но не достаточное условие формирования 
тринитарного мышления личности. Переход от диалектической парадигмы мышления, 
свойственной постсоветскому субъекту, к тринитарной осмысливается в рамках 
разработанной нами амфи-тринитарной синергической1[ii] модели, в которой 
впервые сформулирован принцип амфотерной детерминации развития на трех 
взаимодополняющих уровнях самоорганизации сложных систем. 
 
Свойство амфотерности (бифункциональности)  принципиально отличается от 
антагонизма борящихся противоположностей, равно как и от амбивалентности, и  
впервые рассматривается нами как фундаментальное свойство сложных систем - 
источник  самоорганизации и развития.  
Амфотерность (от греч. amphoteros - «и тот и другой», двусторонний)   в теории 
ЛОК-терапии многогранна: необходимое-возможное; материальное-идеальное; 
психическое-физическое; субъективное-объективное; измерение-изменение; 
каузальное-телеономическое; актуальное-потенциальное; мужское-женское, 
понимание-объяснение, реальное-виртуальное и т.д. Такая амфи-детерминация  в 
широком смысле рассматривается  нами как необходимое условие  развития личности.

Различия амфотерности и амбивалентности
Для уяснения принципиальных различий между амфотерностью и амбивалентностью 
будет уместно сделать небольшой этимологический экскурс и вспомнить, что термин 
амбивалентность (от лат. ambo – два, оба и  valentia – сила) введен психиатром 
Э. Блейлером для обозначения одного из существенных признаков шизофрении[2]. – 
«Благодаря шизофреническому дефекту ассоциационных путей становится возможным 
сосуществование в психике противоречий, которые, вообще говоря, исключают друг 
друга. Любовь и ненависть к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны 
и не влияют друг на друга (аффективная амбивалентность). Больному в одно и то 
же время хочется есть и не есть; он одинаково охотно исполняет то, что хочет и 
чего не хочет (амбивалентность воли, двойственная тенденция — амбитенденция); 
он в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как вы» и «Я не такой 
человек, как вы». Бог и черт, здравствуй и прощай для него равноценны и 
сливаются в одно понятие (интеллектуальная амбивалентность)». (E. Bleuler. 
Руководство по психиатрии. — Берлин, 1920, с. 312—313). 
Главная черта патологической двойственности заключается в том, что независимо 
от условий внешней среды в поведении, мышлении высказываниях пациента 
наблюдаются противоречащие, конфликтующие отношения и реакции, которые сменяют 
друг друга немотивированно быстро. 
Таким образом, как мы с вами понимаем, постмодернизм манифестирует 
шизофреническое мышление и, фактически,  индуцирует  его индивидуумам. 
Подчиняясь этому глобальному влиянию, индивидуум теряет способность критически 
мыслить. Попадая в ситуацию неопределенности, где «все перемигиваются не то что 
двусмысленно, но многосмысленно», его самосознание просто аннигилирует. 
Медицинские последствия такого типа культуры очевидны.
Однако, с нашей точки зрения, в современных кризисных условиях, вопреки 
постмодернистским установкам, размывающим субъекта как лицо начертанное на 
прибрежном песке, начинает работать персоналистический закон формирования 
здоровья, в соответствии с которым повышение уровня самоорганизации личности 
приводит к повышению уровней ее физического, социального и духовного  здоровья. 
Другими словами, чем в большей мере индивидуум способен рефлексировать самого 
себя, чем более осознанным, ответственным и целенаправленным становится процесс 
психического самоуправления жизнедеятельностью на биологическом, социальном и 
духовном уровнях бытия, тем выше уровень здоровья личности, семьи, общества. 
 
Синергическая амфитринитарная модель может стать новой 
философско-психологической парадигмой общественного и индивидуального бытия и 
сознания. В отличие от дисгармонии диалектической триады, в которой 
противоположности антагонистичны, синергизм амфотерного триединства обусловлен 
тем, что противоположности находятся в комплементарных отношениях (но не 
конгруэнтных, идентичных или амбивалентных). Причем, возникающая 
амфитринитарная транскрипция науки-искусства-религии в синергическое 
триединство общественного и индивидуального бытия-сознания-времени - есть 
процесс и результат  творческой активности личности в 
природно-социально-духовной жизнедеятельности.
Любовь как механизм синергической коммуникации 
 Психологической основой такой личностной активности является высшая Любовь – 
механизм синергической коммуникации комплементарных противоположностей. В 
процессе синергической коммуникации  на природном, социальном и духовном 
уровнях индивидуального и общественного бытия и сознания осуществляется 
транскрипция свойств сопричастных личностей в «свое другое».  
Подчеркнем, что, в отличие от традиционной для гуманистической психологии 
трактовки любви как механизма идентификации противоположностей (Абрахам Маслоу),
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-