Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Мемориальный сайт Дольфи. 
              Светлой памяти детей,
              погибших  1 июня 2001 года, 
              а также всем жертвам теракта возле 
             Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...
Наши Друзья

Александр Градский

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Эбби Келиш - В поисках смысла визуальных образов
 [Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-
 
Эбби Келиш 
В поисках смысла визуальных образов

Введение
С самого начала я хотела бы подчеркнуть необходимость учета множества 
контекстуальных факторов, что позволяет обозначить наиболее важные для 
интерпретации темы. Если речь идет о психотерапии, то там, где это уместно, 
специалист должен включать в процесс обсуждения художественной продукции 
клиента основанной на контекстуальном анализе обратной связи. Независимо от 
того, идет ли речь о восприятии художественного образа аудиторией или о 
психотерапевтической работе, можно говорить о таком подходе к интерпретации, 
который связан с рассмотрением образа в качестве инструмента коммуникации между 
двумя сторонами этого процесса. Хотя в статье обсуждается как та, так и другая 
ситуация, нас в наибольшей степени будет интересовать интерпретация 
художественной продукции в психотерапевтическом контексте.
Некоторые авторы (Prinzhorn, 1992; Anastsi and Foley, 1940; Volmat, 1956; 
Plokker, 1965; Billig, 1973) изучали и обстоятельно описали в своих работах 
особенности художественной продукции больных шизофренией. Принсхорн разделил их 
художественную продукцию на шесть категорий: (1) беспорядочные изображения в 
виде каракулей; (2) симметричные изображения, представляющие собой комбинацию 
линий или форм; (3) изображения, включающие отдельные предметы или орнаменты; 
(4) пейзажи и изображения, передающие восприятие пространства с высоты птичьего 
полета; (5) реалистические сцены; (6) символические образы и изображения, 
имеющие особую личную значимость.
Вольма (Volmat, 1956) использовал структурный подход к анализу художественной 
продукции больных шизофренией, основываясь на представлениях феноменологической 
антропологии, и считал геометризм, стереотипии, итерацию и диссоциацию 
основными психопатологическими характеристиками их творчества. Он также описал 
некоторые наиболее часто встречающиеся в работах больных символические образы, 
такие как дерево, дом, дорога, забор, солнце, изображения животных, глаза 
чудовища, маски и другие. Среди характерных для художественной продукции 
больных шизофренией тем он называет темы, связанные с путешествием, сексуальные 
сцены, изображения разрушений или расчлененных фигур, рождения, трансформаций, 
рисунки, связанные с представлением о боге и борьбой добра и зла. Биллиг 
(Billig, 1996) исследовал наиболее характерные особенности изобразительной 
продукции психически больных, связанные с пространственной интеграцией 
изображения, а также понятиями движения и времени.
Интерпретация художественной продукции и связанные с этим проблемы
Восприятие художественной продукции предполагает активность зрителя, связанную 
с его попытками понять смысл изображения. Как утверждает Смит (Smith, 1973), 
основная задача интерпретации заключается в раскрытии содержания 
художественного образа. Смит также подчеркивает, что интерпретация часто 
представляет собой наиболее важный момент взаимодействия зрителя с 
художественной работой. Литературная критика, которую можно рассматривать как 
такую практику, которая связана с интерпретацией текстов (Keesey, 1987), 
предполагает использование различных стратегий, позволяющих читателю понять 
содержание текста. Эти стратегии, включающие деконструирование, 
герменевтический, формальный, структурный, феноменологический анализ текста, а 
также его анализ с использованием представлений глубинной психологии, феминизма,
 марксизма, могут быть использованы для анализа любой творческой продукции, 
будь то литературное произведение или произведение изобразительного искусства.
Хотя использование этих подходов представляется многообещающим, оно делает 
проблему интерпретации еще более сложной. С точки зрения модернизма 
литературный дискурс связан с нахождением некого объективного содержания текста 
(Natoli, 1987). Постмодернизм, однако, связанный с признанием произвольного и 
неустойчивого характера обозначаемого (то есть, содержания), отказывается от 
решения этой задачи. Нахождение некого более корректного, детерминированного 
значения здесь является дилеммой, что характерно для всей современной критики.
Хотя проблема понимания произведений искусства в связи с развитием стратегий 
множественной интерпретации становится еще более сложной, новые подходы к 
анализу текстов в литературной критике представляются все же весьма 
перспективными. Могут ли однако подобные стратегии использоваться в 
арт-терапии? Хотя данные подходы к иентерпретации используются в литературной 
критике уже в течение нескольких десятилетий, для арт-терапевтов они являются 
советршенно новыми.
Предстоит ли арт-терапевтам осваивать новые стратегии интерпретации? Каллер 
(Culler, 1982) настаивает на том, что это неизбежно. Касаясь проблемы развития 
новых теорий интерпретации, Иглтон (Eagleton, 1983) также считает, что если они 
не будут осваиваться, это приведет к взаимному отчуждению элитарной и 
неэлитарной критики и, возможно, к еще более серьезному кризису в теории и 
практике литературной критики.
Целью данной статьи является сравнение разных подходов к анализу художественной 
продукции и обнаружение некоторых фундаментальных различий между ними с тем, 
чтобы показать, как все они влияют на проблему ее интерпретации. Хотя освоение 
арт-терапевтами стратегий множественной интерпретации является сложной задачей, 
это все-же необходимо, если они хотят идти в ногу со временем. Разные методы 
интерпретации связаны с разными объектами и приемами анализа, а также 
различными представлениями о человеке, процессе осознания и реальности. Они 
предполагают разные системы ценностей, верований и цели деятельности. Сочетание 
разных методов в процессе интерпретации делает его чрезвычайно богатым по своим 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-