Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Гретхен Хульбут - Укрощение бури: интермодальная арт-терапия в качестве инструмента преодоления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 5
 <<-
 
Я чувствую себя такой усталой! 
Помогите мне! 
Мне страшно. 
Уходи!” 
В конце сессии Донна сказала, что связанные с детскими воспоминаниями чувства 
стыда и страха, а также ощущение тошноты стали менее выражены. На следующей 
сессии она смогла выразить чувство гнева, которое ей раньше выразить никогда не 
удавалось. Постепенно неприятные соматические ощущения у нее совсем исчезли, и 
она стала более открытой в общении с психотерапевтом и адекватной в выражении 
своих чувств. 
Клинический пример №2: Мартин 
Мартин — одинокий мужчина тридцати с лишним лет, работающий в студии 
звукозаписи. Ему выставлен диагноз биполярного аффективного расстройства, 
осложненного паническим расстройством и социальной фобией. Когда он был 
ребенком, его родители развелись. Сразу после развода отец уехал в другой город.
 Мартин отрицал какое-либо насилие со стороны родителей, но отметил, что его 
мать “была очень требовательной, демонстративной и любила командовать”. Мартин 
признался, что с детства не рисовал. В ходе сессии он создал из глины образ 
(Рис. 4 и 5), отражающий, по его словам, его переживания. Создав затем 
пастельный рисунок, он поместил его под глиняную фигуру, из-за чего создавалось 
впечатление, будто она поднимается из бездны красного и черного цвета. На 
предыдущей сессии Мартин создал рисунок, отражающий переживаемое им чувство 
стыда. При этом он использовал те же самые цвета, что и в пастельном рисунке. 
Мартин не стал описывать свою изобразительную продукцию, но отметил, что работа 
над ее созданием позволила ему дать выход своим чувствам. Он также заявил, что 
хотел бы продолжить заниматься в арт-терапевтической группе после выписки из 
клиники, поскольку это позволит ему выразить те чувства, которые ему обычно 
выразить очень сложно. 
Клинический пример №3: Джоан 
Этот пример показывает, каким образом пациентке удалось посредством создания 
пастельного рисунка дать выход подавляемому ею чувству гнева. 
Джоан — высокообразованная женщина тридцати с лишним лет. Она замужем и имеет 
шестерых детей. В детстве она страдала от эмоциональной запущенности и 
неоднократных сексуальных домогательств со стороны старших братьев. Ей 
выставлен диагноз диссоциативного расстройства, осложненного посттравматическим 
расстройством. В ходе лечения у Джоан проявились сильно выраженные регрессивные 
тенденции, а при использовании глины возникла сильная эмоциональная реакция. 
При этом Джоан пыталась сдержать чувство гнева, в результате чего произошла его 
соматизация. Она держала глину в одной руке и все время ее мяла. Ее пастельные 
рисунки были аморфными и лишенными каких-либо образов. 
Пытаясь передать воспоминания о травматичной опыте детства, она создала 
очередной рисунок (Рис. 6) и рассказала о том, что произошло с ней в 15 лет. 
Однажды зимой она отправилась вместе с отцом и братом кататься на снегоходах. 
Из-за выпавшего накануне большого количества снега она с трудом справлялась с 
управлением, и ее отец из-за этого очень разозлился. Она изобразила эту сцену, 
нарисовав себя в виде маленькой фигурки, затрянной среди заснеженных холмов. 
Красное пятно в правом нижнем углу символизирует гнев ее отца. Она поместила 
маленькую фигурку внутрь черного, обозначающего защиту круга. За пределами 
круга она нарисовала красную молнию, символизирующую ее гнев и обиду на отца, 
однако молния была расположена в стороне от маленькой фигуры. 
Понимая, что это указывает на неспособность Джоан принять свой гнев, 
психотерапевт попросил ее изобразить это чувство. Джоан создала пастельный 
рисунок (Рис. 7), покрыв бумагу толстым слоем пастели, что указывало на 
переживание ею сильных чувств, которые она, однако, не позволяла себе выразить. 

Описывая этот рисунок, она отметила, что ощущает, как чувство гнева проходит 
через ее тело, проникая в каждую его клетку и заставляя пульсировать сосуды. 
Рисуя пастелью, она прилагала большие усилия. Этот рисунок свидетельствовал об 
интенсивности ее переживаний и позволял ей убедиться в их реальности. В 
дальнейшем Джоан смогла достаточно успешно выразить чувство гнева. Работая в 
группе в течение года, она все более успешно передавала его как в 
изобразительной работе, так и в ходе обсуждений. 
Заключе 
Интермодальная арт-терапевтическая техника с использованием глины, пастельных 
мелков и вербальных описаний, в сочетании с другими видами проводимого в 
стационаре лечения, может быть полезной для работы с подавляемыми чувствами 
гнева, вины, стыда и другими, связанными с перенесенными психическими травмами. 
Прохождение пациентами при использовании этой техники четырех стадий позволяет 
затронуть сенсорные, аффективные и когнитивные элементы травматичного опыта и 
способствует формировпанию нового восприятия прошлых событий. Это также 
зачастую помогает пациентам осознать дизадаптивный характер их реакций и 
постепенно выработать новые копинговые механизмы. Кроме того, при использовании 
данной техники во многих случаях имеет место ослабление или исчезновение 
соматических симптомов. 
Приведенные клинические примеры иллюстрируют использование данного метода в 
условиях клиники. Эти примеры основаны на наблюдениях арт-терапевта за 
поведением пациентов в ходе сессий и их самоотчетах. Какие-либо методы 
количественной и лонгитюдной оценки, направленные на изучение долговременных 
результатов применения интермодальной арт-терапевтической техники, не 
использовались. Это требует проведения дальнейших исследований, связанных с 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 5
 <<-