Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Гретхен Хульбут - Укрощение бури: интермодальная арт-терапия в качестве инструмента преодоления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 5
 <<-
 
может предложить ему сделать паузу и возобновить работу, когда его состояние 
стабилизируется. Когда пациенты завершают создание изобразительной продукции, 
проводится обсуждение их работ. 
Использование первой техники — лепки из глины — помогает пациентам 
идентифицировать травматичный опыт. Применение глины способствует выражению 
подавляемых и неосознаваемых чувств, связанных с детскими травмами, и позволяет 
трансформировать эти чувства в образную форму. Во время работы с глиной 
пациенты часто вспоминают о различных эпизодах своей жизни, нередко относящиеся 
к раннему детству (Verdier 1999). 
Вначале пациентам предлагается взять определенное количество глины и, скатав из 
нее шар, держать его в руках. Они должны закрыть глаза и сфокусироваться на 
возникающих у них ассоциациях с ранним детством и перенесенными травмами. При 
этом часто включается музыка с использованием барабанного боя, что способствует 
проявлению чувств гнева, обиды и стыда. Сфокусировавшись на своих ассоциациях, 
пациенты начинают мять глину, не пытаясь придать ей какой-либо законченный вид. 
В определенный момент им предлагается открыть глаза и продолжить мять глину до 
тех пор, пока не будет создан какой-либо образ. 
После этого психотерапевт выясняет переживания пациентов, обращая особое 
внимание на их интенсивность и наличие физического дискомфорта. При этом многие 
пациенты вспоминают о своем детстве, что позволяет им обозначить первичный 
травматичный опыт и описать свое поведение и ощущения в момент травмы. 
После этого пациентам предлагается выразить связанные с перенесенной травмой и 
проявившиеся в процессе работы с глиной чувства. Для этого используется 
рисование восковыми мелками на толстой бумаге размером 18 х 24 дюйма. Наслоение 
изображений позволяет смешивать цвета и достигать выразительных эффектов. Очень 
часто в процессе использования этих материалов пациенты испытывают 
эмоциональную разрядку. Нередко, нанеся на поверхность листа несколько слоев 
изображения, они начинают его процарапывать, открывая более глубокие слои 
крыски. Некоторые пациенты также мнут бумагу, создавая текстурированную 
поверхность, на которой они затем начинают рисовать. Очень важно наблюдать за 
действиями пациентов на этой стадии работы, поскольку многие из них при этом 
испытывают очень сильные чувства. Иногда у них могут возникать болевые ощущения,
 указывающие на связь имеющихся у них симптомов соматического заболевания с 
перенесенной травмой. Создаваемые ими образы позволяют более точно 
идентифицировать переживания и разные формы адаптивного поведения пациентов. 
Решение этих задач относится ко второй и третьей стадиям (отхода и принятия). 
Когда пациенты идентифицируют связанные с травмой переживания, они могут 
переходить к вербальному описанию образов в виде создания текстов. При этом им 
предлагается использовать левую руку. Этот вид работы позволяет перевести 
связанные с травмой ощущения и чувства на когнитивный уровень и осознать связь 
между переживаниями и копинговыми механизмами. Данный вид работы относится к 
четвертой стадии — стадии реконструкции. На этой стадии пациенты могут прийти к 
осознанию перенесенной травмы и ее значения и начать осмысление ее связи со 
своими поведением и отношениями. С целью стимуляции когнитивных процессов на 
этой стадии работы применяется более мягкая, гармоничная музыка. 
Сессия завершается групповым обсуждением переживаний пациентов, что 
способствует их валидизации, преодолению чувства одиночества и развитию 
коммуникативных навыков. При этом психотерапевт фасилитирует групповую 
дискуссию и анализ пациентами своих переживаний, а также развитие у них новых 
форм взаимодействия. Многие пациенты обращают внимание на интенсивный характер 
работы и чувствуют себя в конце сессий уставшими. В то же время, они часто 
отмечают, что им удалось выразить такие сильные чувства, как гнев, стыд, страх 
и другие, в связи с чем они испытывают значительное облегчение. 
Клинический пример №1: Донна 
Донна — одинокая, бездетная, не имеющая постоянной работы женщина среднего 
возраста, страдающая большим депрессивным расстройством, осложненным 
употреблением наркотиков. В прошлом Донна перенесла тяжелую психическую травму. 
Она жалуется на сексуальную неудовлетворенность, боли в спине, мышечные спазмы 
и частые головные боли. У нее также периодически возникают невротические 
нарушения питания. В течение длительного времени она не имеет постоянной работы.
 Ее родители злоупотребляли алкоголем. Хотя она сама ничего не могла рассказать 
о перенесенном ею в детстве сексуальном насилии, она была уверена в том, что ее 
сестры сексуальному насилию подвергались. О детстве ей вообще вспоминать было 
очень сложно. Она говорила, что плохо помнит своих родителей, поскольку они 
много работали, и она была предоставлена сама себе. 
Созданная ею композиция из глины (Рис. 1) представляет собой изображение двух 
фигур. Одна из них — небольшого размера, расположенная на переднем плане — 
наклонена к другой фигуре более крупного размера. Донна сказала, что маленькая 
фигура — это она сама, а большая — это ее отец. Когда арт-терапевт спросил ее, 
не испытывала ли она в процессе работы неприятных ощущений в теле, Донна 
сказала, что она ощущали тошноту. Когда ей после этого предложили изобразить 
свои ощущения на рисунке, она нарисовала себя в образе рассерженного и 
испуганного ребенка (Рис. 2). Затем она описала свой рисунок следующим образом 
(Рис. 3): 
“Я испытываю злость — сильную злость. 
Я чувствую себя беспомощной. 
Я умираю. Они хотят меня убить. 
Оставьте меня! 
Мне больно. 
Они меня убьют. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 5
 <<-