Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Мемориальный сайт Дольфи. 
              Светлой памяти детей,
              погибших  1 июня 2001 года, 
              а также всем жертвам теракта возле 
             Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...
Наши Друзья

Александр Градский

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Фарафонов Е.А. - Интеграция подходов в арт-терапии
 [Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-
 
Интеграция подходов в арт-терапии 
Автор: Фарафонов Евгений Алексадрович, старший преподаватель кафедры 
психологического консультирования Санкт-Петербугского Государственного 
Института психологии и социальной работы, психолог-консультант

Современная действительность необычайно динамична, неустойчива и противоречива. 
Повседневная жизнь людей насыщена многочисленными впечатлениями, источниками 
которых становятся практически неконтролируемые процессы технического и 
социального характера. В этих условиях происходят многочисленные трансформации 
опыта-переживания человека, к которым за столь короткое время невозможно 
адекватно адаптироваться. В этом нетрудно убедиться, просто поговорив с 
окружающими. Нет времени. Нет сил. Интересы сужаются. Работа не радует и 
является всего лишь источником финансовой стабильности. Общение отрывочно. 
Алкоголизация или включение иного механизма зависимости. Таковы в общих чертах 
симптомы отчуждения человека от его собственного внутреннего мира. Не каждый по 
отдельности, но все вместе они формируют соответствующий контекст. Об этом 
говорилось и говорится специалистами неоднократно, однако, для понимания 
ценности интеграции, стоит напомнить о существующей ситуации еще раз. 

Итак, коль скоро человек отчуждается от переживаний, не в контакте с отдельными 
аспектами своей личности (нарушения целостности идентичности), мы можем 
говорить о целесообразности использования всего спектра методов и средств в 
работе специалиста-психолога (психотерапевта). Следуя логике Юджина Джендлина 
(2000), обоснование интеграции подходов в арт-терапии сводится к тому, что 
изучение трех-четырех процедур в рамках одного «пути» позволяет обрести нечто 
большее, чем просто знание этих вещей по отдельности. В нашем случае «путь» – 
это арт-терапевтическое направление, тогда как «процедуры» относятся к 
использованию различных модальностей творческой деятельности (визуальное 
искусство, музыка, танец, движение, драма). Иными словами арт-терапевт, 
захватывающий область движения существенно обогащает как теоретический, так и 
практический опыт (см., например, Уайтекер П., 2002). 

В основе исцеляющих искусств лежат общие глубокие закономерности и процессы. 
Понимание таких вещей как проективная идентификация, бессознательное 
сканирование, дистанцирование и удержание («контейнирование») переживаний (в 
терминах глубинной психологии) помогает осознавать сложность творческой 
деятельности человека. Однако, неоднозначность трактовок и терминов, а также 
мультидисциплинарный характер арт-терапии порождает свои сложности. Так, Шон 
МакНифф отмечает, что «сохраняются напряженные отношения между теми, кто 
придерживается максимально широкого взгляда на сущность этого направления, и 
теми, кто стремится превратить ее в четко очерченную профессию. Первые считают, 
что арт-терапия может быть адаптирована практически к любой ситуации, где люди 
занимаются изобразительной деятельностью, в то время как вторые фокусируются 
прежде всего на клиническом понимании арт-терапии» (2005). Позже мы представим 
основные понятия и объяснения, предложенные различными специалистами, 
предполагая, что их одномоментное рассмотрение поможет понять то, что еще не 
отражено, но уже «читается между строк». 

На сегодняшний день, в России сохраняется ситуация, когда специалисты, имеющие 
существенно различающуюся подготовку – базовую и специальную – и опыт работы, 
используют возможности арт-терапии «по-своему», зачастую интерпретируя процессы 
и термины неполно, некорректно. При этом, надо отдать должное инициативам 
внедрения креативных подходов в социальную, медицинскую и образовательную 
практику. Однако, говорить о себе, как «арт-терапевте», не имея достаточной 
теоретической, практической подготовки и собственного терапевтического опыта, 
недопустимо. Мы же наблюдаем огромное количество спекуляций, когда чуть ли не в 
каждом детском саду и школе есть собственный «арт-терапевт», «сказкотерапевт», 
проводится «песочная терапия»… 

Рассмотрим основания для интеграции. Прежде всего, следует отметить наличие 
нескольких теоретических моделей для обоснования применения исцеляющих искусств.
 Использование всего спектра модальностей в работе одного специалиста, что 
диктуется и пост-модернистским контекстом. Опыт работы в различных сферах: 
социальной, медицинской, образования, художественной практики и других. 
Теоретические модели.
Психодинамический подход исторически был первым в разработке 
арт-терапевтических представлений. Традиционный психоаналитический подход 
исходит из того, что клиент выражает тревогу в завуалированной форме, всячески 
маскируя проблему, которая заставила его обратиться за помощью. Подобное 
поведение является результатом действия механизма психологической защиты. 
Создаваемая на сессии атмосфера безопасности позволяет исследовать такие 
аспекты внутреннего мира клиента, которые в обычных условиях кажутся ему 
невыносимыми или неприемлемыми. Психотерапевт придерживается недирективного 
стиля поведения, выказывает внимание и заинтересованность, поощряя клиента к 
свободному самовыражению. В безопасной обстановке в пределах очерченных 
терапевтом жестких границ могут быть выражены и подвергнуты всестороннему 
исследованию разнообразные чувства, от гнева и враждебности до боли и нежности. 
Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в 
сознание – фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, 
нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-