Интеграция подходов в арт-терапии Автор: Фарафонов Евгений Алексадрович, старший преподаватель кафедры психологического консультирования Санкт-Петербугского Государственного Института психологии и социальной работы, психолог-консультант Современная действительность необычайно динамична, неустойчива и противоречива. Повседневная жизнь людей насыщена многочисленными впечатлениями, источниками которых становятся практически неконтролируемые процессы технического и социального характера. В этих условиях происходят многочисленные трансформации опыта-переживания человека, к которым за столь короткое время невозможно адекватно адаптироваться. В этом нетрудно убедиться, просто поговорив с окружающими. Нет времени. Нет сил. Интересы сужаются. Работа не радует и является всего лишь источником финансовой стабильности. Общение отрывочно. Алкоголизация или включение иного механизма зависимости. Таковы в общих чертах симптомы отчуждения человека от его собственного внутреннего мира. Не каждый по отдельности, но все вместе они формируют соответствующий контекст. Об этом говорилось и говорится специалистами неоднократно, однако, для понимания ценности интеграции, стоит напомнить о существующей ситуации еще раз. Итак, коль скоро человек отчуждается от переживаний, не в контакте с отдельными аспектами своей личности (нарушения целостности идентичности), мы можем говорить о целесообразности использования всего спектра методов и средств в работе специалиста-психолога (психотерапевта). Следуя логике Юджина Джендлина (2000), обоснование интеграции подходов в арт-терапии сводится к тому, что изучение трех-четырех процедур в рамках одного «пути» позволяет обрести нечто большее, чем просто знание этих вещей по отдельности. В нашем случае «путь» – это арт-терапевтическое направление, тогда как «процедуры» относятся к использованию различных модальностей творческой деятельности (визуальное искусство, музыка, танец, движение, драма). Иными словами арт-терапевт, захватывающий область движения существенно обогащает как теоретический, так и практический опыт (см., например, Уайтекер П., 2002). В основе исцеляющих искусств лежат общие глубокие закономерности и процессы. Понимание таких вещей как проективная идентификация, бессознательное сканирование, дистанцирование и удержание («контейнирование») переживаний (в терминах глубинной психологии) помогает осознавать сложность творческой деятельности человека. Однако, неоднозначность трактовок и терминов, а также мультидисциплинарный характер арт-терапии порождает свои сложности. Так, Шон МакНифф отмечает, что «сохраняются напряженные отношения между теми, кто придерживается максимально широкого взгляда на сущность этого направления, и теми, кто стремится превратить ее в четко очерченную профессию. Первые считают, что арт-терапия может быть адаптирована практически к любой ситуации, где люди занимаются изобразительной деятельностью, в то время как вторые фокусируются прежде всего на клиническом понимании арт-терапии» (2005). Позже мы представим основные понятия и объяснения, предложенные различными специалистами, предполагая, что их одномоментное рассмотрение поможет понять то, что еще не отражено, но уже «читается между строк». На сегодняшний день, в России сохраняется ситуация, когда специалисты, имеющие существенно различающуюся подготовку – базовую и специальную – и опыт работы, используют возможности арт-терапии «по-своему», зачастую интерпретируя процессы и термины неполно, некорректно. При этом, надо отдать должное инициативам внедрения креативных подходов в социальную, медицинскую и образовательную практику. Однако, говорить о себе, как «арт-терапевте», не имея достаточной теоретической, практической подготовки и собственного терапевтического опыта, недопустимо. Мы же наблюдаем огромное количество спекуляций, когда чуть ли не в каждом детском саду и школе есть собственный «арт-терапевт», «сказкотерапевт», проводится «песочная терапия»… Рассмотрим основания для интеграции. Прежде всего, следует отметить наличие нескольких теоретических моделей для обоснования применения исцеляющих искусств. Использование всего спектра модальностей в работе одного специалиста, что диктуется и пост-модернистским контекстом. Опыт работы в различных сферах: социальной, медицинской, образования, художественной практики и других. Теоретические модели. Психодинамический подход исторически был первым в разработке арт-терапевтических представлений. Традиционный психоаналитический подход исходит из того, что клиент выражает тревогу в завуалированной форме, всячески маскируя проблему, которая заставила его обратиться за помощью. Подобное поведение является результатом действия механизма психологической защиты. Создаваемая на сессии атмосфера безопасности позволяет исследовать такие аспекты внутреннего мира клиента, которые в обычных условиях кажутся ему невыносимыми или неприемлемыми. Психотерапевт придерживается недирективного стиля поведения, выказывает внимание и заинтересованность, поощряя клиента к свободному самовыражению. В безопасной обстановке в пределах очерченных терапевтом жестких границ могут быть выражены и подвергнуты всестороннему исследованию разнообразные чувства, от гнева и враждебности до боли и нежности. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание – фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Если З.Фрейд и его последователи рассматривали изобразительное творчество как область проявления психологических проблем автора, как сублимацию, либо как компромиссный способ удовлетворения его инстинктивных потребностей через использование инфантильных форм психической деятельности, то для К.Юнга изобразительное творчество – чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. В стрессовых состояниях индивид обращается к внутренней сфере бессознательного «в поисках сновидений и образов, заключающих в себе потенциальные возможности или семена исцеления» (Аллан Д., 1997). Юнга интересовало, куда ведет индивида его внутренняя жизнь. На основе этого подхода психотерапевт не столько анализирует образы пациента, сколько побуждает его создавать образы и отслеживать их развитие. Используя арт-терапевтические приемы представители гештальт-терапии говорят том, что процесс художественного творчества, в любых своих проявлениях, являестся средством самовыражения на протяжении тысячелетий. «Углубляя сознавание творческих процессов, мы сможем понять и прояснить этот способ выражения своей личности. Такое понимание высвобождает энергию и дает нам возможность развиваться и расти дальше, и мы можем использовать эту энергию в любой сфере жизнедеятельности, создав тем самым условия для роста, творчества и продуктивной деятельности» (Стивенс Д., 2002). В гештальттерапии изобразительная продукция рассматривается способом, подобным исследованию сна. Чтобы сделать подавленный конфликт, аффект или иную другую проблему доступной, завершить и интегрировать ее, терапевт предлагает клиенту быть по очереди всеми частями рисунка, говорить от их имени, действовать и переживать в этой роли. Г. Шоттенлоэр (2001) отмечает, что «такое инсценирование «внутренней трагедии» делает возможным эти отщепленные части личности [вытесненные конфликты] сделать снова своими собственными, овладеть ими, прийти к завершению», в чем и состоит основная цель гештальт-терапии. Представители направления психосинтеза (Ассаджоли Р., Феруччи П., Йоуменс Т., 1994) помимо уже указанных эффектов арт-терапии отмечают также следующие: * Очищение. Современная цивилизация провоцирует массу чувств и в то же время подавляет их выражение. В результате с течением времени этот подавленный эмоциональный материал определяет наши установки, блокирует свободное течение энергии в психофизической системе и вызывает разные мелкие и крупные отклонения. Свободный рисунок наделяет зримым внешним образом сковывающую изнутри психическую энергию и ослабляет тем самым напряжение. * Понимание. Наблюдая проявление этих сил, опредмеченных на бумаге, можно получить лучшее представление о своем внутреннем мире. Находящиеся там бессознательные силы влияют на поведение независимо от того, знает о них человек или нет. Понимание изображений, которые возникают в ходе рисования, позволяет осознать, что определяет его действия и установки. * Освобождение. Понимание ведет к освобождению от контроля бессознательных энергий, слепо и автоматично управляющих человеком. Клиент-центрированный подход основан на базовых положениях о самоактализирующейся личности, Я-концепции и условиях успешной психотерапии (эмпатия, безусловное принятие, аутентичность / конгруэнтность). При этом специфика арт-терапевтического процесса вносит свои дополнения: * терапевт может отражать не только сказанное клиентом, но и нарисованное, делая это как в ходе изобразительного процесса, так и по его завершению; * рисунок становится символическим выражением личности клиента. Терапевт помогает человеку понять и принять отраженный в работе психический материал; * обсуждая свой рисунок, клиент менее контролирует себя, и его спонтанные высказывания часто отражают суть проблемы, что не всегда имеет место в вербальной форме терапии. Развитие навыков свободного самовыражения приводит к тому, что человек начинает сознательно и активно воспринимать себя и других, открывает способность что-то менять в себе, изменять что-то в мире, а не только приспосабливаться к нему. Согласно представлениям феноменологического подхода «арт-терапия конструирует микромир переживаний, безопасных рисков, разрешимых проблем – предлагая сначала рисовать картины или лепить из глины, а затем захватывая и повседневную жизнь. Манипулируя художественными средствами, в том числе цветом, познавая их природу и способ применения, клиент находит решения проблем, сталкивается с необходимостью выбора, собственными руками привносит новое в бытие, а затем приобретает новый способ видения мира – все это в процессе арт-терапии ведет клиента к обновлению способности видеть и ощущать себя-среди-других в своем собственном и в огромном внешнем мире» (Бетенски М., 2002). Основой феноменологии является исследование субъективного опыта. Это означает, что процессе восприятия объекта зрителем (субъектом) последний «творит» объект путем придания ему определенного смысла (Келиш Э., 2002). Поэтому сущность феноменологического подхода к арт-терапии заключается в том, что клиент – создатель художественной работы – вовлечен в центр терапевтического процесса, становится главным наблюдателем «продуктов» собственного самовыражения. Именно клиенты, рассматривая порожденные ими феномены, познают себя, испытывают чувства и самостоятельно порождают субъективные смыслы, то есть смыслы не навязываются им арт-терапевтом. Когнитивно-бихевиоральный подход может обращаться арт-терапии как дополнительному элементу, способствующему переосмыслению ситуации, отвлечению от доминирующих мыслей, снижению эмоциональной напряженности и модификации поведения как следствия. Таким образом, изобразительная деятельность одновременно диагностична и терапевтична. Появление образа в творчестве клиента диагностично, поскольку может выражать внутреннее состояние и проблематику. Вместе с тем происходит отреагирование (acting-out), перенос содержаний психики изнутри вовне, что отчасти объясняет терапевтический эффект. Модальности творческого процесса. Полагаю, и это было обосновано выше, что использование всего спектра творческих возможностей существенно обогащает, углубляет понимание клиента, опыт терапевта, усиливает эффекты и изменения. Стратегии НЛП обращаются к наиболее эффективной модальности человека в обработке и усвоении информации; при этом хочется особенно отметить, что предпочтение одной при подавлении других – уже само по себе тревожный сигнал. В норме человек обращается ко всем граням своего опыта. Примером успешной интеграции можно считать интермодельную арт-терапию в работе с перенесшими насилие (Хульбут Г.), подход Ш.МакНиффа, осознанное использование движения в арт-терапевтическом процессе (П.Уайтекер). От специалистов, вероятно, требуется большая активность в освоении различных модальностей (experience, «проживание»), тщательная фиксация и осознание полученного опыта. Совершенно очевидно, что адекватное использование танца, движения, драматической формы, визуальной и музыкальной экспрессии невозможно без соответствующей подготовки. Сферы практической работы. В данном случае все определяется профессиональными интересами специалиста и различными внешними факторами (где удалось устроиться работать, какое место занимает арт-терапия в рабочей деятельности и т.п.). Хочется отметить, что непонимание специалистами своих же коллег, но из другой сферы деятельности, является существенным препятствием для развития теоретических представлений. Особенно это касается взаимного непонимания специалистов социального и клинического профилей. * * * Остается добавить, что указанные в статье возможности и противоречия рано или поздно станут предметом широкого обсуждения российских специалистов. Уровень арт-терапевтического образования может заметно вырасти, если не ограничиваться лишь некоторыми аспектами – доминированием только одной терапевтической концепции, использованием техник в ущерб осознанию процесса и другими. Правда существует опасность – открыто признаю и предостерегаю – потерять индивидуальность каждого направления в попытке интегрировать («говорить обо всем – значит не говорить ни о чем конкретно»). Литература. * Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб-Мн: «Диалог-Лотаць», 1997 * Ассаджоли Р. Психосинтез. Теория и практика. М.: «REFL-book», 1994 * Бетенски М. Что ты видишь? М.: Эксмо-Пресс, 2002 * Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики арт-терапии. // Арт-терапия. Хрестоматия. Сост. и общ.ред. Копытина А.И. СПб: «Питер», 2001 * Джендлин Ю. Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. М.: Независимая фирма «Класс», 2000 * Келиш.Э. В поисках смысла визуальных образов. // Исцеляющее искусство. Т.5, №1, 2002 * Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб: Питер, 2002 * Питер, 2000 * МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии. // Исцеляющее искусство. Т.8, №1, 2005 * Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б.Д. СПб: Питер, 2000 * Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М: изд-во Эксмо-пресс, 2000 * Стивенс Д. Сознавание: исследуем, экспериментируем, упражняемся. М.: Издательство ЭКСМО, 2002. * Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб: Издательство Пирожкова, 2001 * Уайтекер П. Движение, импровизация и телесные ощущения в арт-терапии// Исцеляющее искусство. Т.5, №1, 2002 * Хульбут Г. Укрощение бури: интермодальная арт-терапияв качестве инструмента преодоления чувств гнева и стыда у перенесших эмоциональные травмы пациентов. // Исцеляющее искусство. Т.4, №3, 2001 * Silverstone L. Art therapy. The person-centred way. (1997) London: Jessica Kingsley Publishers Мы открыто делимся своими знаниями и надеемся, что Вы с уважением относитесь к авторскому праву. При использовании материалов необходима ссылка на адрес центра www.eurotransa.ru. Спасибо!