Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Семира и В.Веташ :: Созвездия мысли(Фрагменты стать)
 [Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-
 
Фрагменты статьи, посвященной связи астрологии с мышлением философов 
(опубликована в книге "Астрология: имя и символ", 1997, СПб, "Лань")
"Порядок и связь идей те же,
что порядок и связь вещей."
Спиноза

Насколько свободно мышление человека? Как отражается в нем космическая 
предопределенность?..

Каждому созвездию Зодиака сопоставима своя философская проблематика, и решение 
основных философских проблем может быть описано на основе логических связей 
зодиакального круга. Взяв материалом исследования концепции выдающихся 
философов, мы увидим, что астрологически предопределен оказывается как выбор 
философом проводимой им в жизнь идеи, так и способ его мышления о ней. Это, 
конечно, не лишает человека свободы сказать новое, прежде не высказанное слово 
в истории развития человеческого сознания. И такое представление отнюдь не 
умаляет значение философской мысли, но подчеркивает ее связь с мировым 
космическим процессом...

О связи мышления и психики говорил уже психоанализ: "Любая идея сильна лишь в 
том случае, если укоренена в структуре личности. И никакая идея не может быть 
сильнее своей эмоциональной матрицы."1 Наиболее существенную "эмоциональную 
матрицу" для идеи, лежащей в основе системы мышления, задают даже не 
индивидуальные особенности философа (его личный гороскоп), а его основная 
солнечная характеристика -- знак Зодиака. Солнечная характеристика в наибольшей 
степени характеризует творчество человека, в котором он приподымается над 
своими индивидуальными особенностями до типа, и не случайно все великие 
личности наиболее полно раскрывали свой талант в сфере своего знака. Талант 
мыслить не является исключением. И хотя многие философы рассматривали почти всю 
жизненную проблематику, взгляд на их творчество с точки зрения астрологии 
выявляет именно те наиболее существенные понятия и идеи, без которых была бы 
немыслима их философия. 

Зодиакальным образам соответствует не только тематика, интересующая философов 
данного знака, но и сами слова, являющиеся для них ключевыми понятиями. Так 
"conatus" Гоббса точно передает овенский порыв, и выражение "война всех против 
всех" тоже ярко отражает знак философа, которому покровительствует воинственный 
Марс. Знаменитая "вещь в себе" Канта является достоянием Тельца, решившего до 
конца реализовать свою лучшую в Зодиаке способность к материальному обладанию и 
обнаруживающему границы своих возможностей. 

Откроем наугад "Философский словарь"2. "Богочеловечество", мистика, свобода, 
выводимая "из бездны" сразу позволяют астрологу увидеть в Бердяеве 
представителя глубоко верующего и мятежного знака Рыб. Учение о "творческой 
эволюции" выявляет в философии Бергсона основной мировоззренческий вопрос Весов,
 знака свободы выбора. И хотя авторы краткого и сухого словаря отнюдь не 
стремились к лирике и больше ориентировались на то, кто из философов служил 
марксизму, а кто -- буржуазии, перед астрологом даже совершенно формальный 
подход рисует вполне конкретные образы людей и помогает понять подоплеку их 
мыслей вопреки идеологии...

До сих пор в философии принято считать, что в чем-то данный мыслитель был прав, 
а в чем-то искренне заблуждался. Однако если рассмотреть любую систему в 
целостности (что необходимо для того, чтобы ее понять), выяснится, что это не 
так: он был прав во всем, поскольку его учение сформировала внутренняя истина 
его души. Астрологический подход к разным учениям можно выразить словами 
Лейбница: "Все теории правы в том, что они принимают, и неправы в том, что они 
отрицают." 

Теория может быть подвергнута критике только с позиции несоответствия чьим-либо 
взглядам или некоей социальной эпохе. Она может быть более или менее красиво 
построена, лучше или хуже разработана, но каждая философская система полна и 
истинна в том, что она утверждает. В этом ее ценность, которой можно 
воспользоваться как в рамках ее понятий, став на ее точку зрения -- так и (что 
более ценно) за пределами этих понятий, оперируя ей в опоре на ее сущностное 
зерно. Человечество меняет свои взгляды, но даже "устаревшие" идеи могут 
раскрыть некую истину, если их правильно понять и уметь преломить в сегодняшнем 
моменте. Как известно, все идеи стары как мир: точнее, как сознание человека, 
основанное на архетипах мира. Понимание целостности человеческого мировоззрения 
-- основа действительно философского: мудрого, а не дуалистически-рассудочного 
-- подхода к идеям. 

Наше время, астрологами названное эрой Водолея, ставит задачу преодоления 
двоичности мышления, побуждая воспринимать сразу несколько уровней реальности. 
Творя мир, планета мысли Уран сначала делит нерасчлененный хаос на два: Небо и 
Землю (свет и тьму, идеальное и материальное, бытие и небытие). Эти два плана 
потом вступают между собой в борьбу как истина и ложь, поддерживая диалектику 
развития мира. Но еще раньше, создавая материю Вселенной, вспыхивает радуга 
неповторимо разнобразных атомов реальности. И остается тем мостом, который 
ведет мысль к истине изначального единства Вселенной. Мы действительно 
принимаем философскую идею, только тогда когда можем прочувствовать ее на 
уровне этих атомов идей, и потому понимание характера философов является ключом 
к самой философии...

Знание того, почему данную идею предложил и разработал именно этот знак Зодиака,
 углубляет наши представления о астрологических психотипах людей и их 
человеческих стремлениях.

ЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЗНАКОВ ЗОДИАКА

Смена знаков Зодиака представляет собой последовательный природный процесс: и 
так же последовательно сменяют друг друга картины мысли людей разных 
зодиакальных типов. Каждый период жизни отталкивается от предыдущей фазы и 
стремится к последующей. Взгляды знаков Зодиака связаны между собой той же 
логической цепью постепенного перехода от идеи к идее, где одна вырастает из 
другой. Она вбирает ее в себя, но оказывается столь же простой, как и 
предыдущая. И последняя дает рождение первой, замыкая природный круг, который 
служит основой спирали развития культуры.

В таблице представлена символическая картина последовательности идей, которую 
рисует перед нами логика Зодиака.




Рожденный активностью весны, Овен отталкивается от импульса воли "я", который в 
мире непосредственно предстает как его сознание. Овен хочет видеть мир 
настолько же разумным, как он сам, и ищет способы привнесения в жизнь разумного 
подхода. Он сталкивается с препятствиями внешнего мира, противостоящего его 
человеческой воле. Задача Овна -- увидеть реальное преломление своих идеалов.

Телец строит свою философию на восприятии внешнего мира и достигает жизненной 
мудрости. Чувственный опыт помогает ему овладеть реальностью, и затем он 
переходит к мыслительным обобщениям, выявляя рациональные основания своего 
познания. Этот путь обычно и считается философским способом познания, и недаром 
этот знак наиболее плодовит на философов.

На рациональных посылках строится мировоззрение Близнецов. Стихийный, 
любопытствующий интеллект этого знака легко дробит мир на части. Однако 
ментальный анализ мира останется пустой софистикой, если не будет наполнен 
сознательным желанием довести мысль до ценностей вечного. Преодолеть абсурд 
мыслительных конструкций, связать их воедино, помогает стремление к высшему 
(любви, Богу).

Знак Близнецов выходит к вечным взаимосвязям мира, знак Рака опирается на них: 
на непосредственную диалектику жизни, в которой все взаимозависимо и перетекает 
из одной формы в другую. В изменчивом течении жизни Рак ищет постоянство, и 
находит его в неизменной сердцевине каждой вещи, позволяющей ей быть самой 
собою. 

Внутренний закон каждой вещи, который не может быть утрачен, составляет 
невидимую опору взглядов достойного знака Льва, уважающего каждую человеческую 
личность и делающего ее фундаментом своей философии. Но высокое достоинство 
Человека лучше всего раскрывается среди других людей, в ее исторических деяниях,
 и фокусом внимания Льва становятся коллективные процессы...

Рыбы стремятся вобрать в себя разноплановые потоки воль, принимая их все без 
исключения. А задачу человека они видят в том, чтобы, созерцая необъятность 
темных и светлых сторон жизни, воплощать собой сублимацию этих потоков в каждый 
момент настоящего. Эта сублимация составляет основу человеческой воли, дающей 
импульс самой идее существования, от которой отталкивается Овен. 

Знак Рыб стремится преобразовать волю человека так, чтобы она могла вечно 
поддерживать его жизнь. И хотя они растворяют четкость мысли в относительности 
момента, их жизнь всегда наполнена смыслом этой недостижимой цели (смыслом 
веры) -- что делает Рыб вторым по значимости философским знаком.

ЧИСТОЕ МЫШЛЕНИЕ ОВНА

Первый знак Зодиака Овен символизирует отказ от прежней традиции и начало 
нового пути. Начало науки и философии нового времени мы связываем с именем Овна 
Декарта. Подвергая сомнению все традиционные представления о бытии, Декарт 
отталкивается от самой первой истины -- от истины собственного сознания. И 
вслед за Декартом наука начинает опираться лишь на простые, непосредственно 
достоверные факты. Таким фактом для Декарта является: "Мыслю, следовательно 
существую". 

Казалось бы, очевидная мысль, но ей сопутстовало такое возбуждение души Декарта,
 что близкие опасались за его состояние. Сам же он искренне молился Богородице, 
прося сохранить плод его ума, чтобы он мог передать его людям. Что же ему 
открылось?

Точка отсчета Овна -- самосознание: первый импульс "я", который символизирует в 
астрологии огненная планета Марс. Импульс "я", природный импульс воскресающей 
жизни первого весеннего знака Овна,-- это абсолютная цельность, абсолютная 
самодостаточность: это сила и воля, которой ничто не может противостоять, даже 
смерть. В этом порыве единства, который содержит в себе все, рождается "мыслю" 
как отклик радости на существование -- как энергия, которая движет себя саму. В 
ней нет разделения на себя, и мир, и процесс мышления -- а только процесс 
движения: "я мыслю" своей цельностью близко религиозному понятию триединства 
или вести святого духа. И вот этот вечный дух оказывается принадлежностью 
нашего сознания и нашего "я"! -- Овен Декарт открыл онтологическое (вечное) 
значение "я". 

Личное "я" -- последнее понятие мифологии и религии -- становится первым 
понятием новой науки. Из единственной точки сознания Декарт воздвигает все 
здание своей философии, подобно тому, как в мифологии импульс огня рождает мир. 


За мыслью Овен видит первотолчок, первопричину, которая рождает импульс воли в 
нас точно так же, как она породила само существование. Активность сознания 
поддерживают те же законы, которые позволили создать мир. Поэтому для Овна 
ключевой проблемой остается исследование принципов мышления, непосредственно 
выводящих нас к этой первопричине. Учением Декарта об интуиции и дедукции мы 
пользуемся и сегодня, постигая процессы мысли. И не натяжкой будет сказать, что,
 освободившись от образности древних мифов, мы сегодня даже Вселенную видим 
по-декартовски. Ведь это он отождествил Вселенную с чистыми абстракциями 
сознания: пространством и материей, создав ясную систему отсчета для 
рассмотрения прежних идеализаций. От него же ведет начало изучаемая в школе 
линейная система координат X,Y, которая иллюстрирует стремление Овна к простоте 
описания мира. 

Декарт доказал правомерность использования самой абстрактной науки -- 
математики -- для изучения сложных процессов природы. Овен Гуссерль, вслед за 
Декартом называя "я" абсолютным (имманентным) в отличие от феноменального мира, 
считал, что для познания мира необходимо и достаточно исследование самого 
"чистого сознания", предлагая "вынести бытие за скобки". Сознание, как импульс 
активности "я", устремляется к объекту, рождающему этот импульс. Но чтобы 
объект мог быть причиной движения, он должен быть столь же несомненен, как и 
"я", и потому идеален. Наиболее совершенным объектом для сознания оказывается 
оно само. Сознание само несет в себе активность. Поэтому оно ограничивается 
исследованием себя и методов мышления. 

Для Овна закон бытия непосредственно выводится из сознания (из его 
первопричины), что делает этот знак идеалистом. Концепция "чистого сознания" 
Гуссерля здесь перекликается с идеей другого Овна Фромма, что человеку 
необходим идеальный объект, которому он мог бы себя посвятить: "В человеке нет 
другого столь же мощного источника энергии. Человек не свободен в том, чтобы 
иметь или не иметь "идеалы", но он свободен выбирать между служением власти и 
разрушению или служением разуму и любви. Все люди -- идеалисты". 

Для человека, которого неведомая воля побуждает исследовать этот мир, первично 
его сознание, а бытие для сознания вторично. Но поскольку сознание может 
познать свои законы -- а значит и весь мир -- жизнь предстает детерминистически 
предопределенной. Детерминизм -- характерная черта мировоззрения Овна, 
свойственная Декарту, а также Гоббсу, следовавшему за Декартом в выявлении 
методики наук. Декарт стал одним из основателей классической механики, законы 
которой жестко предопределяют движение тел. 

Как мы убедились, философы-Овны сильны в теории. Но сила личного "я" побуждает 
этот идеалистический знак и к практическим свершениям. Задачу человека Овен 
видит не только в том, чтобы изучить высшие законы, которые в наиболее чистом 
виде воплотило сознание. Его цель -- привнести разумный подход в само бытие: в 
мир, который слеп и неразумен,-- ту искру божественного сознания, которая 
дарована человеку (и это соответствует экзальтации в Овне Солнца, 
символизирующего жизнь). Все Овны ратуют за новое, но философы этого знака 
понимают, что для того, чтобы вихри новых идей и древние инстинкты не оказались 
разрушительны для жизни людей, необходимо взять их под контроль. Это 
иллюстрирует смелое утверждение Декарта, что человек должен контролировать 
историю во всех ее формах. На той же идее сознательного управления всеобщим 
миром и благом основана теория государства Гоббса, который обращал особое 
внимание на воспитание этики. 

Мыслители-Овны живут ради построения идеально-нравственного общества в опоре на 
законы разума -- как социалист-утопист Шарль Фурье, предлагавший рывкообразный 
путь перехода от социального хаоса к всемирной гармонии, основанный на развитии 
в людях нравственного начала. Они интересуются проблемами воспитания человека и 
часто становятся выдающимися социологами (Дюркгейм или Леви-Брюль) и 
последователями социалистических учений (Лассаль или Мунье).

...и т.д.по всем знакам до ...

ВОЛЯ И СОЗЕРЦАНИЕ РЫБ

Мышление Рыб основано на созерцании разных уровней и граней бытия, которое 
развивает Водолей. Поэтому Рыбы активно выступают против узко-определенного и 
однобоко-материалистического взгляда на мир, приходя к идее относительности 
всех его проявлений. Так Беркли пишет о многослойности материи, которую мы не 
можем постигнуть однозначно. Для Н.Гартмана бытие также имеет слоистую 
структуру, состоя из качественно различных пластов, имеющих разные формы 
существования. В науке идею относительности разработали представители знака Рыб 
Галилей и Эйнштейн. 

Отталкиваясь от основополагающего водолейского представления о свободе, которой 
этот знак наделяет не только человека, но и природу, Рыбы убеждены в 
невозможности дать единственно верное рациональное объянение мира, всегда 
оставляя место необъяснимому. И для Ясперса философия обречена оставаться 
открытым процессом мышления, где вопросы преобладают над ответами. Но поскольку 
философы-Рыбы не останавливаются на потоке сомнений, свойственных этому знаку в 
быту, а стремятся к наиболее адекватному описанию реальности, они склонны 
видеть его в целостной картине мира (которую создавали Коперник, Эйнштейн или 
Вернадский). 

Созданию всеобщей картины мира помогает метафизический подход, позволяющий 
объединить разные формы мышления, которые являют искусство и наука, религия и 
философия. Шлегель усматривал прообраз такого единства в древней мифологии: миф 
всегда развертывает перед нами целостную картину бытия. Говоря о том, что 
мышление перед лицом трансцендентного становится метафизическим, Ясперс 
рассматривал миф как целостный образ определенного этапа истории, говоря: 
"Демифологизация мифа привела бы к убожеству духа и одномерному существованию. 
Не все поддается рациональному анализу." Рикер пытался объединить разные 
способы философствования на основе религии, которая выводит нас к всеобщему 
единству души. 

Символ души Рыб, Нептун,-- планета изначального, иррационального и 
сверхчувственного единства, которое доносят до нас музыка и вера. И в познании 
Рыбы также склонны опереться на созерцание иррационального. Это "ощущения-идеи" 
Беркли, интуиция у Кроче или просто несколько выходящее за пределы рассудка 
отражение в искусстве музыки божественной воли к жизни у Шопенгауэра. Гартман 
так представлял себе познание: "В сердце существа находится Неосознанное, 
которое как имманентное и унивесальное провидение обрабатывает без ошибок и 
колебаний все психологические явления и направляет их к предопределенной воле, 
то есть к возвращению к это самое Неосознанное". И это для Рыб путь к любому 
знанию, что подтверждают слова Шлегеля: "Если ты хочешь проникнуть в тайны 
физики, то ты должен посвятить себя в мистерии поэзии". 

Одновременно Рыбы видят задачу философии в том, чтобы не дать уму попасть в 
сети иллюзий, также порождаемых Нептуном, и разоблачают бессознательные 
привычные мнения. Так Гартман доказывал иллюзорность привычных представлений 
ума о земном и потустороннем счастье, равно как и об историческом прогрессе. То 
же делал и Шопенгауэр, что закрепило за ним репутацию мизантропа.

Истинное познание для Рыб происходит через отождествление: субъекта и объекта, 
человека и мира, человека и Бога: в триединстве познающего, познаваемого и 
процесса познания, о котором говорит Коллингвуд. Через это триединство, 
совершенное тождество слияния, проходит импульс рождения будущего. Если для 
Водолея цель философии -- в чистоте отражения истины будущего, знак Рыб ставит 
следующую задачу: чистота и цельность мысли дает возможность воплощения жизни. 

Ключевая философская проблема Рыб -- проблема воли, осуществляющей это 
воплощение: делающей свободу творения необходимостью. Гартман называет 
бессознательную мировую волю основой всего сущего и источником движущих сил 
развития, оставляя сознанию лишь роль ее орудия. Для Шопенгауэра воля -- также 
центральное понятие философии и основа материального воплощения. В своей 
главной работе "Мир как воля и представление" он пишет: "Субъекту познания 
слово разгадки дано, это слово -- воля... Все тело -- не что иное, как 
объективизированная или ставшая представлением воля". 

Для Рикера центральная проблема философии -- волевая активность субъекта. И для 
Шопенгауэра цель субъекта -- в разрушении той структуры, которую дает ему 
отождествление с объективным миром, ради высвобождения импульса воли на новую 
жизнь. Понятие воли у философа смыкается с самой жизнью, и непостижимое чудо 
рождения будущего, доходящее до веры в человеческое бессмертие, слышится за его 
утверждением: "Воле к жизни обеспечена жизнь". В более узком смысле воля творит 
историю -- которая становится наиболее привлекательной для Рыб областью 
исследований. 

Импульс воли личности рождает будущее, и в этом -- смысл истории для Бердяева. 
В историческом процессе он утверждает доминанту личного начала над безличным: 
воли Марса, качества следующего знака Овна, над коллективным творчеством Урана 
и предыдущего знака Водолея. Воля Марса воплощает в жизнь то, что сотворил в 
невидимых сферах универсальный разум. Коллингвуд также мыслит ход истории как 
осознание воли: "Познание самого себя означает познание того, что вы в 
состоянии сделать... Ценность истории заключается в том, что благодаря ей мы 
узнаем, что человек сделал и тем самым, что он собой представляет." 

Коллингвуд считает, что философия должна пользоваться методами истории, так как 
они имеют общий предмет -- развитие человеческих представлений о мире. Кроче 
даже отождествляет философию с историей. Но, как для Ясперса, история для Рыб 
является не оценкой прошлых достижений, как для Козерога, а прежде всего наукой 
о смене мифов сознания. Сам по себе предмет истории: материальную реальность 
прошлого -- этот знак ставит под сомнение, так как дошедшая до нас частичность 
представлений не дает сформироваться полной и достоверной картине прошлого: 
наши взгляды на историю относительны. Абсолютна лишь воля личности к движению 
вперед: Рыбы -- переменный знак, и на первый план у него выходит историческое 
преобразование.

Также философы-Рыбы большое внимание уделяют этике: душа должна быть чиста и 
соответствовать миру, чтобы породить или просто созерцательно отразить в себе 
тот импульс активности, с помощью которого управляет миром бессознательная 
мировая воля. Даже в мизантропе-Шопенгауэре психологическую суть души 
милосердных Рыб выдает то, что основой морали он называет чувство сострадания, 
стирающее обманчивые границы между людьми и выводящее нас к основе всего сущего.
 Для Ясперса сам смысл философии заключается в преодолении этих границ 
созданием путей "общечеловеческой коммуникации", а главное зло заключается в 
неспособности принять "чужую экзистенцию"-- другой образ жизни. Этические 
проблемы являются основополагающими у Бердяева, который известен идей о 
"богочеловечестве", и Кроче, основателя "этико-политической" школы в 
историографии.

Идея бессознательного нравственного толчка активности -- воли -- замыкает круг 
зодиакальных понятий: именно от этого импульса "я", освещающего сознанием 
мироздание, и отталкивается в своей философии Овен. Овен говорит: "Я мыслю", 
отвергая слияние Рыб с вечной тайной мира и отделяясь от нее в утверждении себя.
 Он отвергает необъяснимое, в центр внимания ставит разум и активной позицией 
мышления утверждает и проявляет скрытый импульс бытия.

* * *

Астрологический анализ показывает, что идеи философов одного знака согласуются 
между собой и сливаются в единый способ мысли. Продолжателем идей часто 
становится философ того же зодиакального созвездия или той же стихии. Это 
позволяет верно понять ориентацию знака, как и суть идей философа, порой 
невидимую и не для всех явную, точку отсчета его философии...

В разных гранях и вопросах бытия философы разных знаков видят близкую им 
проблему, и именно с ее позиции склонны решать интересующие их вопросы. Конечно,
 исторический фактор также оказывает основополагающее влияние на развитие мысли,
 но именно особенности личности философов позволяют этой мысли проявиться и 
зафиксироваться в истории. Поэтому для понимания не только общей проблемы 
времени, но и самих достижений развития мысли следует учитывать индивидуальный, 
астрологический фактор мышления. К каждой сфере жизни и проблеме у разных 
знаков присутствует несколько разное отношение, и оно должно быть таким для 
правильного понимания и разработки проблемы...

А какую область в мировоззрении людей разных зодиакальных психотипов занимает 
АСТРОЛОГИЯ? 

В соответствии с философской ориентацией разных знаков, астрология для Овна -- 
метод воспитания: возможность научиться и научить других самостоятельно мыслить.
 Телец может найти в ее образах тот метафизический фундамент, на котором 
строится чувственное -- а затем и разумное -- познание человеческой души. Для 
Близнецов это знание имеет интерес как первичный символический язык, 
возвращающий нас к непосредственному восприятию мира. Для Рака оно позволяет 
ощутить предопределенную гармонию целого, управляемую едиными ритмами Космоса 
(поэтому много астрологов-Раков). Для Льва актуально то, что астрологическое 
мировозрение возвышает индивидуальность до ее божествественного предначертания, 
позволяя лучше исполнить задачу своей жизни. Оно также демонстрирует общую 
разумность законов механизма жизни, на чем ставит акцент знак Девы. 

С точки зрения Весов, астрология -- это искусство, интуитивный прорыв в 
непознанное через аналогию земного и небесного, через познание времени. 
Скорпиону астрологические архетипы могут помочь проникнуть в тайны рождения и 
вечности сознания, а Стрельцу -- четче увидеть разные области внешней жизни и 
культуры. Астрология личности близка Козерогу: она формирует стержень 
мировоззрения, его понимание себя и своих задач. Предсказательная астрология 
указывает проекцию будущего Водолею, позволяя ему делать наиболее светлые 
прогнозы. Рыбам астрология должна помочь принять настоящее без фатализма, 
показывая возможности изменения жизни своей волей.

Философия для тех, кто интересуется ею, играет ту же роль: только ее 
метафизический фундамент никак не соотносится с бытовой жизнью и природой, и в 
качестве него выступают абсолютизированные слова языка. Тем самым философия 
способствует развитию абстрактного мышления, но приглушает жизнь души, что в 
будущем может стать серьезным недостатком науки, которая претендует на описание 
человека. Положение долго исправляло творчество философов, которые делали 
изложение своего знания искусством или частью жизни: в связи с чем в XX веке 
наиболее заметным философским направлением стал экзистенционализм. Но такая 
направленность снизила объективно-научную роль философии, сделав ее менее 
уважаемым знанием, чем, например, математику. Чтобы быть наукой, философия 
должна вернуться к природе мысли и души: только тогда выявляемые ей 
общественные законы получат классический, вечный, смысл.

Мысль зависит от времени, и астрология помогает понять общую тенденцию мысли. 
Отдельные временные влияния способствуют расцвету определенных школ и 
направлений. Например, в первой половине XX-го века всеобщий интерес к 
психоанализу вызвала активизация Плутона (в связи с его соединением с Нептуном 
в Близнецах, а потом экзальтацией во Льве). Второй пик этого интереса 
астрологически приходится на 1982-95 годы (при положении Плутона в Скорпионе и 
максимальном сближении этой планеты с Солнцем в 1989 году), затем интерес к 
психологическим ключам истины ослабевает. Длительно действующий фактор времени 
делает философскую концепцию идеологией, подчиняющей себе мысль отдельных людей.
 Так долго господствовала общественная идеология Стрельца, заставляя 
абсолютизировать власть материи и разум человека. 

Но кроме коллективной тенденции существует эмоциональная матрица психики 
каждого конкретного человека, способная приблизить именно ему присущие идеи к 
первичному, природному источнику энергии: дать им силу и жизнь вне общественной 
идеологии. Мы знаем, что идеологический резонанс идеи, заглушающий голос 
конкретной души, часто ведет к разрушительным последствиям. Природная энергия 
наших чувств и эмоций наиболее экологически чиста. Вибрации мысли выходят за 
рамки индивидуальности человека, его телесной ограниченности: мыслетворчество 
-- процесс "ноосферический". И все же каждый человек может дать значимый толчок 
только идее, близкой его душе, становясь ее проводником из коллективного поля 
бессознательного в человеческий мир культурной мысли. Можно сказать и иначе: 
мысль, чтобы найти нужную форму выражения в обществе, сама выбирает себе 
проводника.

Современный мир все больше начинает требовать от каждого человека поиска 
собственного мировоззрения -- которое бы оправдало свободу проявлений его 
индивидуальности, сделав его позицию понятной другим. Чем лучше человек поймет 
себя и близкие ему идеи, тем лучше он научится самостоятельно мыслить. Чем 
больше людей будут мыслить по-своему, тем меньше будет резонанс идеологии, и 
тем плавнее -- эволюционное развитие общества. 

 
 [Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-