|
экономию с рынков и биржи в кабинет ученого; но ему приходилось ощупью
отыскивать свой путь, и мы не должны рассчитывать встретить в его книге строгую
систему и точные определения. Язык этой книги – пробный язык. Иногда Смит
делает различия, о которых он затем забывает, как это неизбежно и должно было
быть, прежде чем не установилась терминология политической экономии путем
бесконечной полемики. Смит вовсе не обладал такой силой отвлеченного мышления,
как Рикардо. Его талант заключается в обширности и проницательности наблюдений,
в удивительной способности освещать развиваемую мысль. Мы изучаем Смита, так
как в его лице, как в лице Платона, мы приходим в соприкосновение с великим
оригинальным умом, который учит нас, как следует мыслить и действовать.
Оригинальные люди всегда бывают несколько беспорядочны, так как они ощупью
отыскивают свой путь”.
“Каково бы ни было дальнейшее развитие политической экономии, – говорит
Роджерс, –
нельзя сомневаться, что последующие поколения экономических реформаторов всегда
будут относиться с почетом к шотландскому профессору как к самому знаменитому
человеку среди них”.
По мнению
Каутца,
написавшего известную историю политической экономии, “Богатство народов”
представляет одно из тех немногих могучих созданий человеческого ума, которые,
являясь лишь один раз в течение столетий, воплощают в себе духовное богатство
целых поколений и служат путеводным столбом в ходе развития человечества”.
“Через весь труд Смита, – говорит профессор
Чупров, –
проходит страстная любовь к свободе и ненависть ко всяким стеснениям, которые
под разными предлогами налагаются на человека человеком. Он снабдил
замечательными по ясности и несокрушимыми по силе аргументами ту оппозицию
против государственной опеки и произвола, которая жила в душе каждого человека
XVIII столетия… Смит считал главною своею миссией критику существовавшей до
него правительственной системы. Но великую заслугу его составляет то, что он не
ограничился одной работой разрушения старого обветшалого здания, а положил
прочный фундамент для новой созидательной работы в области мысли и жизни”.
Таким образом, никто, по-видимому, не станет оспаривать, что “Исследования о
богатстве народов” составляют действительное
богатство
народов.
ИСТОЧНИКИ
1.
Адам Смит.
Исследования о природе и причинах богатства народов. Пер. Бибикова.
2.
Адам Смит.
Теория нравственных чувств. Пер. Бибикова.
3.
Adam Smith.
Essays philosophical and literary.
4.
Haldane.
Life of Adam Smith.
5.
Walter Bagehot.
Adam Smith, as a person.
6.
J. E.Thorold Rogers.
Historical Gleanings, a series of sketches.
|
|