|
обширным познаниям по всяким частным и философским предметам мы найдем в трудах
его, я верю, самое лучшее решение каждого вопроса, находящегося в связи с
историей торговли или с системами политической экономии”. Таким образом, вскоре
после смерти Смита его “Исследования” становятся настольной книгой выдающихся
государственных деятелей. “Учение Адама Смита, – говорит Бокль, – очень скоро
проникло в палату общин и, принятое некоторыми ее вождями, было выслушано с
удивлением большинством, мнениями которого обыкновенно руководит мудрость отцов
и которое не верит, чтобы можно было открыть что-либо неизвестное древним. Но
такие люди тщетно сопротивляются натиску развивающегося знания”. Истина свое
берет. Великие открытия Смита “год от году прокладывали себе дорогу все дальше
и дальше, постоянно двигаясь вперед, никогда не отступая назад. Сначала от
большинства отстало несколько умных людей; потом большинство обратилось в
меньшинство, а наконец и меньшинство стало распадаться”.
По своему миросозерцанию Смит был
индивидуалистом.
Он без всяких “но” и “если” ставил на первом месте личность. Общество
существует для человека, а не человек для общества. Из свободной деятельности
отдельных людей создается наилучший общественный распорядок. Мотивом в
экономической деятельности человека служит личная выгода; каждый старается
действовать с наибольшей выгодой для себя, при наименьших пожертвованиях, и
такой образ действия соответствует истинным интересам общества. Деятельность
эта выражается в труде. На труде Смит и строит всю свою индивидуалистическую
систему политической экономии. Труд и индивидуализм неразрывно связаны. Отымите
у труда его внутренний импульс, лишите его индивидуальной окраски, и вы
обратите его в каторгу, в подневольную, рабскую работу. Отсюда вытекает
необходимость свободы, которая должна быть предоставлена индивидуальной
деятельности, или труду как выражению этой индивидуальной деятельности в
современных культурных обществах. Вокруг себя Смит наблюдал как раз нечто
противоположное. Деятельность и труд были скованы тысячью различных цепей в
угоду разным кастовым, сословным, групповым и даже единоличным интересам,
прикрываемым по обыкновению соображениями общественной пользы. Естественно,
Смит увидел, что вся задача его сводится к тому, чтобы разорвать эти цепи и
освободить деятельность. Изолгавшемуся меркантилизму он противопоставил свой
искренний “спрос и предложение”. Поэтому-то он говорит не о вмешательстве,
которого было чересчур много, и притом совершенно некстати, а о невмешательстве.
Но он не пошел за физиократами и не принял в руководство формулу “Laissez
faire, laissez passer”. Он прекрасно понимал, что свобода индивидуальной
деятельности требует в иных случаях вмешательства, так как иначе получается не
свобода деятельности, а свобода насилия. Он понял совершенно правильно свою
задачу. Закон “спроса и предложения” естественно является верховным началом в
обществе людей, которые на первом плане ставят интересы материальные. Смит
строил свои теории не для самоуслаждения и не для развлечения праздных умов,
наконец, не из-за интересов науки для науки. Ему предстояло совершить великое
дело. Ему некогда было развивать всесторонне свою теорию и доводить ее до
мельчайшей отделки. Он останавливается только на выводах, которые необходимы
для него в данную пору, для данного дела, предоставляя последующим мыслителям
развивать и совершенствовать теорию, если она окажется истинной. И он совершил
свое дело, – цепи распались. Выводы оказались правильными. Теория превосходно
выдержала испытание. Сам ход вещей был за Смита. В самом деле, вскоре после
выхода “Исследований” совершилась промышленная революция. Она опрокидывала все
преграды, стоявшие на пути свободной индивидуальной деятельности, и
государственным деятелям ничего не оставалось, как только поспешно убирать их.
Новые порядки породили, однако, и новые явления. Некоторых из них Смит
по-видимому вовсе не предвидел. А между тем это оказались весьма плачевные
явления. Сначала под видом пауперизма, а затем рабочего или социального вопроса
они обратили на себя всеобщее внимание в Западной Европе и приняли угрожающее
положение. Как бы отнесся к ним Смит, не изменяя своим основным принципам,
сумел ли бы он разрешить так называемый социальный вопрос на почве
индивидуализма, бесполезно гадать. Но те, кто считает себя и кого считают
обыкновенно за прямых продолжателей и последователей его, не сумели справиться
с такой задачей. Впадая чем дальше тем больше в отвлеченное теоретизирование,
они уклонялись все более и более от действительности и исполненное некогда
жизненной правды учение своего первоучителя обратили в буржуазное доктринерство.
Однако еще вопрос, признал ли бы сам Смит этих господ своими преемниками.
“Сильное убеждение в сравнительной свободе Смита от ложных тенденций Рикардо и
его последователей, – говорит Ингрэм, – навело на мысль новейших экономистов
обратиться вновь к Смиту и уже от него вести всю последовательную нить
экономического изучения”. В связи с индивидуализмом Смита находится и его
космополитизм.
Отвергая всякие стеснения для индивидуальной деятельности внутри общества, он
отвергал их также и в международных связях. Промышленности и торговле нет дела
до национальных особенностей; с развитием их разрушаются перегородки,
разделяющие человечество, и все народы мало-помалу превращаются в одну
человеческую семью. Так идут дела, если промышленность и торговля не насилуются
в угоду каким-либо ложным теориям и частным интересам. Но меркантильная система
была именно таким насилием. Поэтому она порождала не согласие и мир между
народами, а вражду и войну. И здесь Смиту пришлось разрушать, а не создавать.
Он не задавался целью доказать, каким образом на основе экономического
космополитизма возникнет истинное братство народов. По обстоятельствам места и
|
|