Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Жизнь Замечательных Людей :: Валентин Яковенко :: Валентин Яковенко - Адам Смит. Его жизнь и научная деятельность
<<-[Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-
 
отсутствия, доставляет мне сердечную радость, выразить которую спокойно я не 
могу Вам”. Бесцветно протекали все эти годы жизни Смита, хотя он и не дожил еще 
до того, что называется собственно старческим возрастом. Известная сухость, 
отсутствие того глубокого животворящего чувства, которое, подобно роднику, 
просачивающемуся через сумрачную каменную глыбу, порождает жизнь и движение 
повсюду, куда только проникает он, заметны не только в холодных произведениях, 
но и в самом характере Смита. Простой, снисходительный, любезный человек, – 
трудно даже сказать, испытывал ли он когда-либо любовь или гнев. Изведал ли он 
силу страстей? Познал ли он муки, которыми сопровождается нарождение всего 
нового? Едва ли и едва ли. Это был, несомненно, уравновешенный человек. Но как 
он достигал и поддерживал это свое равновесие? Мы видели, что он уклонился от 
представившегося ему случая, единственный, кажется, раз, вступить в полемику, 
хотя его прямо вызывали на то и хотя поднятый вопрос стоил того. Мы видели 
также, что он отказался исполнить просьбу друга своего, потому что побоялся 
затронуть страсти человеческие, которые он всячески старался обходить. А между 
тем, дело шло, несомненно, и о его собственных убеждениях. Кто знает, не 
побоялся ли бы он, ради сохранения своего спокойствия и уравновешенности, 
опубликовать и “Исследования о богатстве народов”, если бы опасался, что они 
тотчас же вызовут великую распрю и доставят ему не славу, а бедствия, 
неприятности, вражду? Да, в личности Смита мало геройского, возвышенного. Но он 
обладал необычайной силой анализа, и потому в той сфере, куда, по счастью, 
направилась его мысль, он мог совершить поистине великое дело. Едва ли мы 
погрешим против истины, если скажем, что свою характеристику благоразумного 
человека в “Теории нравственных чувств” Смит составил по себе самому. 
“Благоразумие не допускает нас, – говорит он, – рисковать нашим здоровьем, 
нашим благосостоянием, нашим влиянием, нашим добрым именем… Оно больше 
заботится о сохранении уже приобретенных выгод, чем о приобретении еще больших… 
Благоразумный человек не должен стараться обмануть в своих достоинствах ни 
лицемерием, ни наглым напыщенным педантством, ни нахальным, бесстыдным 
шарлатанством. Он не должен тщеславиться даже своими действительными 
дарованиями. Речь его должна отличаться скромностью и безыскусственностью… Он 
опирается на действительные заслуги и пренебрегает средством для снискания 
расположения литературных кружков, выдающих себя за непогрешимых судей в 
искусствах и науках, – кружков, раздающих известность дарованиям и достоинствам 
и готовых ославить всякого, кто осмелится не признать их приговора… 
Благоразумный человек всегда искренен… но он не всегда бывает откровенен и 
прямодушен; хотя он говорит только одну правду, но не считает необходимым 
открывать ее, если его не побуждают к тому его обязанности… Благоразумному 
человеку незнакома горячая, страстная, но почти всегда непостоянная дружба… Его 
дружба состоит в постоянной и неизменной привязанности к небольшому числу 
испытанных и избранных людей, в привязанности, основанной не на легкомысленном 
поклонении блестящим и ослепляющим качествам, а на благоразумном уважении 
скромных добродетелей… Благоразумный человек не любит шумного общества; оно 
возмутило бы правильное течение его жизни и его занятий и нарушило бы жизненную 
простоту и умеренность его жизни… Благоразумный человек относится с осторожным 
уважением ко всем принятым обычаям… Он не согласится пристать ни к одной из 
враждующих сторон, он ненавидит партии. Он боится беспокойства и 
ответственности, связанных с ведением общественных дел”. Таким именно 
благоразумным человеком был Смит в своей личной и общественной жизни.
Смит умер в 1790 году, 67-ми лет, проболев довольно значительное время от 
завала кишок. Его похоронили на том же кладбище, недалеко от того места, где 
покоился уже прах Давида Юма. Друзья снова сошлись в месте вечного упокоения и 
разместились там соответственно своему значению. Юм покоится на возвышенности, 
у подножья которой – могила Смита, покрытая копотью и дымом новой промышленной 
жизни, развившейся после того, как начала, возвещенные в “Исследованиях о 
богатстве народов”, стали применяться на деле.
Смит строго относился к обработке своих трудов и поэтому многие рукописи, как 
рассказывают, были им уничтожены еще при жизни. Несколько же оставшихся 
отрывков, касающихся разных вопросов, но долженствовавших, по крайней мере 
существеннейшие из них, составить по окончательной обработке одно целое, были 
опубликованы после смерти Смита под заглавием “Опыты по философским вопросам”. 
О них мы скажем в следующей главе.



ГЛАВА III. АДАМ СМИТ КАК ПИСАТЕЛЬ И МЫСЛИТЕЛЬ: “ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ” И 
ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ



Обширные планы Смита. – Сделанное. – Прием, употребленный Смитом. – Недостаток 
систематической разработки. – Изучение нравственных явлений до Смита. – Взгляд 
Юма на нравственность. – Оптимизм Смита. – Содержание “Теории нравственных 
чувств”. – Отношение Смита к утилитаристам. – Прочие мелкие произведения Смита



У Смита был грандиозный, чудовищно грандиозный план. Он хотел, ни больше ни 
меньше, как дать миру целую социальную систему, охватить все стороны 
деятельности человека как социальной единицы. Он хотел показать, каким образом 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-