|
Александра
Анненская
Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность
Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь
замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839-1900). Написанные в
новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного
исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для
простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы
отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем,
кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти
предметы – профессия.
А. Н. Анненская
Н.В. Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность
Биографический очерк
[2]
с портретом Гоголя, гравированным в Лейпциге Геданом
Глава I. Семья и школа
Родительский дом. – Даровитый отец и домовитая мать. – Страсть к театру в семье
Гоголя. – Лицей князя Безбородко. – Отсутствие друзей у Гоголя в школе. –
«Таинственный Карло». – Ранние проблески наблюдательности. – Слабая постановка
преподавания в лицее. – Невежественные учителя. – Леность Гоголя. – Домашние
спектакли. – Маленький библиотекарь. – Первые стихотворные опыты Гоголя в школе.
– Он делается редактором школьного журнала. – Мечты о службе в Петербурге. –
Дружба с Высоцким
Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 19 марта 1809 года в местечке
Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов. Отец его был
небогатый полтавский помещик, и раннее детство Николай Васильевич провел в
кругу семьи, в родовом имении отца, селе Васильевке. Картины природы и быта
Малороссии, которые впоследствии наполнили живыми образами произведения Гоголя,
окружали его в первые годы жизни, будили первые впечатления его души.
Низенький, ветхий домик с затейливыми зубцами вдоль крыши, с боковыми башенками
и остроконечными окнами по углам, вокруг него старый тенистый сад, за садом на
холме белая одноглавая церковь, у подножия ее село с маленькими домиками и
группами высоких деревьев – вот та обстановка, среди которой рос и развивался
от природы мечтательный ребенок.
Отец его, Василий Афанасьевич, был человек очень неглупый, необыкновенно
остроумный, много видавший и испытавший на своем веку, неистощимый балагур и
рассказчик. В Васильевку беспрестанно собирались близкие и дальние соседи;
гостеприимный хозяин радушно угощал их произведениями малороссийской кухни и
потешал рассказами, приправленными солью чисто малороссийского юмора. Тут-то,
среди этих соседей, нашел Николай Васильевич прототипы своих Афанасиев
Ивановичей, Иванов Никифоровичей, Шпонек, Голопузей и проч., и проч.
Недалеко от Васильевки, в селе Кибинцах, жил в то время известный Д.Н.
Трощинский. Отставной министр, богатый вельможа, он устроился в своем сельском
уединении на широкую ногу. Его окружал целый штат всевозможной прислуги, шутов,
приживальщиков, бедных родственников. В доме его собиралось многолюдное
общество, беспрестанно давались пиры, празднества, и между прочим устроен был
домашний театр. Василий Афанасьевич, дальний родственник Трощинского, был своим
человеком в его доме. Бывший государственный деятель успел оценить оригинальный
ум и редкий дар слова соседа. Кроме того, Василий Афанасьевич, страстный
театрал, принимал самое деятельное участие в постановке спектаклей его театра.
В то время только что появились «Наталка Полтавка» и «Москаль Чаривнык»
Котляревского; пьесы эти восхищали малороссов и возбуждали в них желание
заменить переводы французских и немецких комедий сценами, взятыми из родной
действительности. Василий Афанасьевич написал несколько комедий из
малороссийского быта для театра Трощинского, сам дирижировал постановкой их и
исполнял в них разные роли. Не знаем, присутствовал ли маленький Никола, как
звали Николая Васильевича в семье, на представлении этих пьес в доме богатого
родственника, но, во всяком случае, он слышал толки и разговоры о них, был
свидетелем всей той веселой суеты, которая обыкновенно сопровождает устройство
домашних спектаклей, и это зародило в душе его вкус к театру, к драматическим
представлениям.
От отца Николай Васильевич унаследовал юмор, дар увлекательного рассказчика,
любовь к искусству вообще и к театру в особенности; мать передала ему горячее
религиозное чувство и стремление приносить пользу окружающим, если нельзя делом,
то хоть советом, хоть словом утешения и одобрения. Марья Ивановна Гоголь была,
|
|