|
главным образом борьбу с революционными движениями.) Семеновский полк был
отправлен в финляндские крепости и распределен затем в разные части армии.
В истории с Семеновским полком Каразин увидел одно только поучение: «Время
заменить религиозное к престолу почтение другим, основанным на законах».
«Государь! – добавляет он. – Не всем верьте поклонам и речам, которыми вас
встречают губернаторы, которые, может быть, говорят: „Все еще благополучно, все
еще по-прежнему!“ Великая перемена произошла и происходит в умах. Множество
причин на сие действует, и день он яко тать придет! Правительство само
способствует тому всеусильно… Я назову только одно: рекрутский нынешний набор.
Невероятно, сколько подвинул вперед общественное мнение набор сей, производимый
без очевидной для народа нужды по его необыкновенному количеству и в такое
время, когда треть России, можно сказать, уже приведена в уныние недородом
нынешнего лета…»
Далее Каразин указывает на необходимость реформ, дабы предупредить казавшиеся
ему неизбежными потрясения.
«Теперь же, – говорил Каразин, – народ, пробуждаясь от своего невежества,
начинает сопрягать вместе понятие о правительстве с понятием о насилии, грабеже
и т. п. Чего ожидать? Хотят успокоить его Библиями, но он их не читает, не
умеет читать, долго не научится и редко имеет к тому досуг. Притом люди
злонамеренные именно из них самих извлекут тексты противу монархической власти,
если будет в том состоять нужда. Ничего нет сильнее и к сему способнее
некоторых мест…» «Словом, благородное наше юношество и народ, который также
выходит уже из детского возраста, стоят в настоящее время на самом опасном
распутий. Одно мгновение – и они пойдут на тот или другой путь невозвратно!..
Не самовластные меры, не подслащенные слова, не тонкости французской полиции
тут потребны – все это даст совсем противный оборот делу! – но
честность, строгая честность
(loyaut?), систематический план, основанный от первой буквы до последней на
началах христианского монархического правления!..»
Последствия всех этих указаний по адресу Александра I были именно те, которых
ожидал Каразин. Именно в одной из последних тетрадей своих записок он говорит
об ожидаемой им «ссылке за Байкал», «пока еще ссылать можно». Непосредственно
после написания Каразиным 7-й тетради его записки он был арестован и отправлен
в Шлиссельбургскую крепость. Здесь он пробыл в заключении шесть месяцев, после
чего был отправлен с фельдъегерем в свое имение Кручик, где он должен был жить
безвыездно, не переписываясь ни с кем иначе как через губернатора…
Шесть с лишним лет прожил Каразин в своем имении на указанном положении.
Перемена царствования возбудила в Каразине надежду на возможность выйти из того
невыносимо тяжкого состояния, в котором он находился. А положение это было
особенно невыносимо для Каразина при его энергии, жажде деятельности и привычке
к ней, при его обширных всегда знакомствах, при "переписке со множеством лиц,
что теперь поневоле должно было прекратиться. Однако события, имевшие место в
начале царствования Николая I, мало подавали надежды на то, чтобы его обращение
с просьбой к новому императору имело успех. Сначала жена Каразина обратилась к
государыне, прося ее заступничества. Однако на это письмо-просьбу последовал
решительный отказ императора смягчить участь Каразина. Вскоре после этого ото
всех потребовали подписку о непринадлежности к тайным обществам, и при этом
Каразину было разрешено объяснить в письме на имя государя свою несчастную
историю. Каразин изложил все обстоятельства дела и хотел отправить письмо по
адресу государя. Намерение это привело в ужас семейство Каразина, ожидавшего от
такого шага лишь ухудшения своего положения. Два письма Каразина к Николаю I
были перехвачены и немедленно уничтожены его семейством. Тем не менее Каразину
удалось послать третье письмо. В нем он старается объяснить, что пострадал в
1820 году совершенно безвинно, что ни в его письме 1820 года к Александру I, ни
в вызванной этим письмом записке не было ничего преступного, в подтверждение
чего прилагает копии с означенных документов.
«Я хотел всеусильно, – пишет Каразин, – и сколько от ничтожного, частного
человека зависит, предупредить – не только казавшуюся мне близкою тогда, но и
все возможные впоследствии революции, обратив внимание государя—не-деспота на
противоречия между разливающимся чрез все сословия в народе просвещением и
формами правления, которые могли быть приличны прошедшим лишь векам, –
противоречия, которые необходимо производят и всегда будут производить одно
действие».
После этого места следует горячая тирада о невозможности «остановить колесо или
дать ему противное движение» – тирада, уже приведенная нами выше, при
характеристике политических воззрений Каразина.
Само собою разумеется, что такая просьба, представлявшая собою апологию тех
самых воззрений, за которые Каразин попал в Шлиссельбургскую крепость, мало
могла рассчитывать на успех, особенно если принять во внимание тогдашние
обстоятельства. Это понимал и сам Каразин, который говорит в своем письме: «Для
того, может быть, пишу, чтобы увеличить еще вину мою, представить ее во всей
наготе». Однако, вопреки этому опасению, император Николай, прочитав письмо
|
|