|
Новиков не только решил продолжать издательскую деятельность, но мечтал даже о
возобновлении контракта, по истечении его срока в 1789 году, с тем чтобы
вернуться на старый путь и заняться изданием документов по русской истории. Так,
в 1787 году он издал “Историю скифскую” Лызлова, 1-ю часть “Истории
российской” Левека, “Родословную книгу князей и дворян российских и выезжих” и
др. В 1788 году он, между прочим, издал вторым изданием, исправленным и
дополненным, “Российскую вивлиофику”. Однако дела “Типографической компании”,
несмотря на эти издания, сильно пошатнулись. Книги шли туго и не давали
прежнего барыша. Компания должна была продать дом, купленный на имя Шварца, и
отказаться от содержания Кутузова за границей. С этих пор Кутузов жил там за
свой счет, а не на средства общества.
Между тем Новикова ожидало еще одно разочарование. Императрица велела отказать
ему в возобновлении контракта на содержание университетской типографии. В мае
1789 года содержание ее и издание “Московских ведомостей” передано было
коллежскому асессору Светушкину.
С прекращением “Московских ведомостей” прекратились и журналы “Детское чтение”
и “Экономический магазин”.
После отнятия у Новикова университетской типографии он продолжал еще печатание
в типографии компании, но собственно нового им уже ничего не было издано, а
только перепечатывалось старое. Теперь мы можем подвести итоги его литературной
и издательской деятельности.
Больше двадцати лет (1769–1791) подвизался Новиков на этом поприще. Он издавал
три сатирических журнала: “Трутень”, “Живописец” и “Кошелек”, четыре
популярно-философских – “Утренний свет”, продолжение его, называвшееся
“Ежемесячным московским изданием”, “Вечернюю зарю” и “Покоящегося трудолюбца”,
затем несколько журналов разнородного содержания и “Детское чтение”, которое он
давал в виде приложений к “Московским ведомостям”. Кроме того, в течение десяти
лет Новиков редактировал “Московские ведомости”, превратив их из сухого, чисто
официального органа в живую газету, отвечавшую разнообразным вопросам времени.
Все эти издания, за весьма малыми исключениями, Новиков сам редактировал и во
многих помещал свои собственные статьи, благодаря чему его журналы отличались
единством и цельностью направления. Мы уже указывали на их содержание, а потому
теперь отметим только те главные принципы, которые проводились в них и выражали
направление всей его деятельности.
Прежде всего, с первых шагов своего вступления в литературу Новиков высказывает
глубокое уважение к человеческому разуму, а следовательно, к науке и
просвещению. Он ставит все житейское зло, как, например, жестокость, лицемерие
и ханжество, всякого рода несправедливости и прочее в прямую зависимость от
невежества, от “непросвещения разума”. Наряду с разумом Новиков признает,
однако, и необходимость веры как дополнения к нему. По его убеждению, разум и
вера должны находиться в тесной зависимости, подкрепляя друг друга.
Как идеалист Новиков искал примирения между умом и сердцем; он не мог
остановиться на признании одного ума, потому что тогда перед ним открылась бы
целая бездна сомнений и неизвестности, чего не могла допустить его
любвеобильная натура, побуждавшая вносить в жизнь положительные идеалы. Эти-то
два основных принципа, т. е. желание пробудить общественный ум и открыть ему
путь к просвещению, с одной стороны, и желание указать ему способ к
нравственному усовершенствованию посредством христианской веры, с другой, –
направляют всю издательскую деятельность Новикова. Он издает множество книг с
просветительной целью, начиная от элементарных учебников и кончая научными
сочинениями по всевозможным областям знаний, которые были тогда доступны и
необходимы русскому обществу. Тут были и исторические сочинения, среди которых
особенно замечательны его сборники материалов для изучения русской истории, и
педагогические, философские, агрономические, медицинские и прочие. Из
беллетристики он издал переводы многих классических сочинений, как, например,
“Потерянный рай” Мильтона, “Дон-Кихот” Сервантеса, несколько сочинений Шекспира
в переводах Карамзина. Из беллетристики Новиковым было напечатано и много
других сочинений, отчасти, вероятно, для того, чтобы хоть этим приохотить
публику к чтению, а отчасти и просто ввиду материальной необходимости: надо же
было соблюдать интересы типографии, за которую приходилось платить аренду
университету.
Проповедуя необходимость образования, Новиков, естественно, не мог пройти мимо
вопроса о воспитании. Он первый у нас в литературе заговорил о педагогике и
высказал по этому поводу более столетия тому назад такие взгляды, которые
представляют еще и в наше время недостижимый идеал. Он же положил начало
изданию первого детского журнала в России. В интересах веры Новиковым было
издано также очень много книг по религиозно-нравственным вопросам;
принадлежность его к масонству придавала большинству из этих сочинений
мистический характер.
Таким образом, Новиков является человеком, который впервые начинает мужественно
и энергично пробивать со всех сторон толстую стену русского невежества. В
течение 20-ти лет он беспрерывно будит общество то сатирой, переходящей порой в
негодование, то усиленными попытками заинтересовать его наукой, литературой,
вопросами педагогическими и религиозными. Старания эти не остаются без
результатов. Новикову удается “создать” читателя, да и не только читателя, но и
писателя. Мысль, однажды пробужденная и заинтересованная вопросами духа,
вызвала у людей даровитых желание писать, а Новиков поддерживал это желание,
употребляя все усилия, чтобы дать окрепнуть и выработаться молодым талантам. Мы
уже указывали на то, что в “Утреннем свете”, первом философском журнале
Новикова, было гораздо больше переводных статей, чем в последующих.
|
|