Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Жизнь Замечательных Людей :: В.Ф.Буринский - Луи Дагер и Жозеф Ньепс. Их жизнь и открытия в связи с историей развития фотографии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 34
 <<-
 
расположенном между ножками прибора.






Прибор окружен занавесом из плотного сукна для полной световой изоляции. 
Изображение предмета получается уменьшенное, но сохраняющее все его цветовые 
оттенки и тончайшие очертания.
Такой прибор мог быть, скорее, предметом любопытства, чем какого-либо 
практического применения. Впрочем, он служил в том же XVI столетии живописцу 
Каллио для воспроизведения копий с картин. Без сомнения, при виде изображения 
предметов, столь изумительно точно воспроизведенных световыми лучами, у многих 
возникало желание удержать это волшебное зрелище на бумаге. Может быть, такие 
попытки и делались тогда же, т. е. в конце XVI века, но оказались, видимо, 
бесплодными и поэтому остались для нас неизвестны.


Обыкновенная камера-обскура с объективом


Позднее Порта изготовил прибор несколько иного рода, основной принцип которого 
сохранился до настоящего времени. В деревянный ящик произвольной величины, но 
почти всегда продолговатый, вделана медная труба, содержащая собирающее стекло, 
носящее название
объектива.
Внутри этого «внешнего» ящика движется взад и вперед другой, меньшей величины, 
заднюю стенку которого составляет матовое стекло. На нем и получается 
изображение фотографируемого предмета в перевернутом виде. Впереди матового 
стекла находится подвижная перегородка, при задвигании или опускании которой 
изображение на стекле исчезает. Весь прибор устанавливается на штативе, который 
устроен так, что камеру можно поворачивать во все стороны, желая направить 
объектив на избранный для получения изображения предмет.

Заметим, что принципиальное устройство этого прибора представляет поразительную 
аналогию с анатомическим строением глаза! Не это ли привело в прошлом к 
разработке идеи камеры-обскуры? В сходстве обоих оптических аппаратов, 
естественного и искусственного, убеждает следующий опыт.


Продольный разрез обыкновенной камеры-обскуры

Если зрачок тщательно отпрепарированного глаза крупного животного обратить на 
ярко освещенный предмет, то на задней стенке глазного яблока появится его 
точное изображение, как в камере-обскуре. Опыт удается особенно хорошо, если 
производится в комнате с окном, закрытым ставнею, в которой просверлено 
небольшое отверстие.
Описанная нами камера-обскура, употребляемая для светописи, имеет и другой 
вариант устройства корпуса, предложенный французским оптиком Дерожи. Вместо 
двигающихся один в другом ящиков корпус этой камеры-обскуры устроен наподобие 
гармони или раздувательных мехов. Такой корпус имеет с одной стороны доску, в 
которую вставлена трубка объектива, а с другой – раму с матовым стеклом. Корпус 
этот движется взад и вперед по рейкам и в случае надобности может быть укреплен 
неподвижно при помощи особых винтов.

Самую существенную для светописи часть камеры-обскуры составляет объектив. 
Вначале объектив состоял из двояковыпуклой чечевицы. Подобный объектив имел 
значительные недостатки, называемые в физике
сферической
и
хроматической аберрацией.



Камера-обскура с раздвижным мехом


Простая чечевица не может соединять в одном фокусе все световые лучи, падающие 
на нее от освещенного предмета: лучи, проходящие через края чечевицы, 
пересекаются дальше, нежели лучи, проходящие через ее центр. Или говоря иначе, 
«фокусы центральных и периферических (крайних) лучей не совпадают друг с 
другом». Расстояние между этими фокусами называется
сферической аберрацией по длине.
Из этого следует, что если мы помещаем матовое стекло камеры в центральном 
фокусе, то сноп периферических лучей сходится в фокусе позади стекла, давая на 
его поверхности небольшой кружок, радиус которого есть
сферическая аберрация в ширину.
При одинаковой кривизне поверхности чечевицы эта аберрация тем значительнее, 
чем более ее диаметр или так называемое отверстие.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 34
 <<-