|
не имеет. Он достиг того же состояния совершенства, которым другие овладевают
через бхакти, любовь к Богу, или через йогу или через джняну.
13. Лишь тот истинно религиозен, кто отважится повторить слова, сказанные
некогда могущественным Владыкой Буддой под деревом бодхи. <...> Когда перед ним
встало искушение отказаться от поиска истины, вернуться в мир и вести прежнюю
жизнь, полную заблуждений, называть вещи ложными именами, обманывать себя
самого и других, он, исполин, победил этот соблазн и произнес: «Лучше смерть,
чем невежественное растительное существование; лучше умереть на поле боя, чем
жить побежденным».
14. Именно Владыка Будда, никогда не интересовавшийся дуалистическими
Богами, которого называли атеистом и материалистом, и который, тем не менее,
готов был отдать жизнь за несчастного козленка, – именно этот Человек
олицетворял высочайшие нравственные понятия, которыми только может обладать
нация. И где бы ни был составлен свод этических правил – он лишь луч света,
исходящий от этого Человека.
15. Будда был одним из санньясинов веданты. Он стоит у истоков нового
учения, впрочем, таковые создаются и по сей день. Идеи, называемые ныне
буддизмом, не принадлежат ему. Они гораздо древнее. Этот великий человек придал
им силу. Уникальной особенностью буддизма был его социальный элемент.
16. Будда был смелее и искреннее любого другого учителя. Он говорил: «Не
верьте книгам, Веды – полный вздор. Если книги согласны со мной, тем лучше для
книг. Я – величайшая книга; жертвоприношения и молитвы бесполезны». Будда был
первым человеком, давшим миру завершенную этическую систему. Он был добр ради
самого добра, он любил ради любви.
17. Достижение Будды заключалось в том, что он распахнул для людей врата
религии, которая была сокрыта в упанишадах и доступна одной лишь касте
избранных. Какое величие придает ему теория нирваны? Величие Будды – в
непревзойденном сострадании. Высшие состояния самадхи и подобные вещи,
сообщающие притягательность его учению, почти все описаны в Ведах; но в них
отсутствуют его разум и сердце, равных которым мир не знал на протяжении всей
своей истории.
БУДДИЗМ
1. С философской точки зрения, последователи Великого Учителя ринулись в
атаку на вечные скалы Вед и не смогли сокрушить их; с другой стороны, они
отобрали у народа вечного Бога, к которому каждый, будь то мужчина или женщина,
столь привязан. В результате всего этого буддизм в Индии был обречен на
естественную смерть.
2. Будда вынес веданту на свет, дал ее людям и спас Индию. Но через тысячу
лет после его смерти восстановилось прежнее положение вещей. Толпы, массы,
разные народы были обращены в буддизм; и с течением времени учение Будды
исказилось, поскольку большинство людей были невежественными. Буддизм отрицал
Бога – Правителя Вселенной, поэтому массы постепенно привнесли в него своих
богов, демонов, духов и превратили буддизм в Индии в ужасную мешанину.
3. Первые буддисты, выступая против убийства животных, осудили ведические
жертвоприношения, которые совершались тогда в каждом доме. Горящий очаг был в
то время единственным культовым убранством. Затем с жертвоприношениями было
покончено, вместо них появились великолепные храмы, пышные церемонии,
священнослужители и все то, что вы видите в настоящее время. Я улыбаюсь, читая
в книгах некоторых современных авторов – которым следовало бы знать больше, –
что Будда сокрушил идолопоклонство брахманов. Они и не подозревают о том, что
брахманизм и идолопоклонство в Индии вызваны буддизмом.
4. Я всячески почитаю Владыку Будду, испытываю благоговение перед ним, но,
поверьте мне, буддизм обязан своим широким распространением не столько своим
доктринам и личности великого проповедника, сколько строившимся храмам,
изваяниям и пышным церемониям, которые демонстрировались народу. Так
продвигался буддизм. Маленькие домашние очаги, у которых люди делали свои
подношения, не могли соперничать с великолепными храмами и пышными церемониями.
Но затем все снова пришло в упадок.
5. Следствием постоянных резких высказываний Будды против личного Бога
стало появление идолов в Индии. До этого их не было, ибо, согласно Ведам, Бога
видели везде; но создание идолов стало реакцией на утрату Бога как Создателя и
Друга, и Будда тоже стал идолом; это же произошло и с Иисусом. В разных формах
– от почитания камня и дерева до поклонения Иисусу и Будде – все мы тяготеем к
идолопоклонству.
6. Веданта не спорит с буддизмом. Идея веданты состоит в том, чтобы
привнести во все гармонию. С северными буддистами у нас нет никаких
противоречий. Но бирманские, сиамские и вообще южные буддисты говорят, что есть
феноменальный мир и спрашивают, по какому праву мы создаем еще и ноуменальный
мир. Веданта отвечает, что это ложное утверждение. В веданте никогда не
говорилось, что существует ноуменальный и феноменальный мир. Есть только один
мир.
Воспринимаемый посредством чувств, он является феноменальным, но в
действительности неизменно остается ноуменальным. Тот, кто видит в каком-либо
предмете веревку, не видит в нем змею. Это либо веревка, либо змея, но никогда
и то и другое одновременно. Поэтому буддийское утверждение о том, что мы верим
в существование двух миров, совершенно ложно. Они имеют право говорить, что мир
феноменален, если им это нравится, но не могут лишать других права говорить,
что он ноуменальный.
7. Буддийский принцип «не убивать – вот высшая добродетель» прекрасен, но
попыткой навязать его всем посредством законодательства, не обращая внимания на
|
|