|
Свами Вивекананда
ШЕСТЬ НАСТАВЛЕНИЙ О РАДЖА-ЙОГЕ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
"Шесть наставлений по Раджа-Йоге" - это учебные беседы выдающегося индийского
мыслителя, общественного и религиозного деятеля Свами Вивекананды (1863- 1902),
проводившиеся для узкого круга лиц в доме Сары Булл, преданной американской
ученицы Свами, которая собрала и сохранила эти материалы, впервые издав их для
личного пользования в 1913 г.
Йога такая же серьезная наука, как и всякая другая. Она представляет из себя
анализ ума; собирая факты сверхсексуального мира, она изображает духовный мир.
Все великие духовные наставники, известные всему миру, заявляли: "Я вижу и я
знаю." Иисус, Павел, Петр, - все настаивали на действительном понимании тех
духовных истин, которые они проповедовали. Этого познавания можно достичь при
помощи Йоги.
Память и сознательность не пределы существования. Есть сверхсознательное
состояние: оно так же не ощущается, как и бессознательное состояние, но все же
между обоими существует большая разница, именно - разница, царящая между
неведением и наукой.
Сосредоточение ума служит источником всех знании. Йога учит нас подчинять
материю. Йога означает соединение, она стремится связать душу человека с высшей
душой Бога.
Ум действует сознательно и подсознательно. То, что мы называем сознанием, есть
лишь одно звено в бесконечной цепи, составляющей нашу человеческую природу.
Это наше "я" представляет из себя лишь немного сознательности и очень много
бессознательности, и над ним и большею частью без его ведома находится план
сверхсознания.
Посредством правильной практики ум постепенно постигает все новые и новые факты.
Перед нами как бы открываются новые миры, нам даются новые силы, но не следует
задерживаться на пути или прельщаться этими "стеклянными бусами", имея
возможность достичь алмазных копей.
Бог - наша единая цель; не будучи в состоянии достичь Бога, мы умираем.
Для достижения успеха ученику требуется: Во-первых. - Отказаться от всяких
мыслей о наслаждениях в этом мире и в следующем, стремиться лишь к Богу и к
Истине.
Во-вторых. - Напряженно стремиться к истине и к Богу. Пламенно желать этого,
как утопающий желает жизни.
В третьих. - Исполнять все шесть правил:
1) Удерживать ум от всего внешнего.
2) Направлять ум внутрь, устремляя его к определенной мысли.
3) Безропотно переносить все.
4) Стремиться лишь к Богу, ни к чему иному, не поддаваться ложному соблазну.
Отвергнуть все и искать лишь Бога.
5) Отдаться мысли и разработать ее, никогда не отставать от нее. Не считаться
со временем. Истина требуется нам не для удовольствия. Предоставим всякие
наслаждения людям грубым, неразвитым; они их вдоволь используют. Человек есть
разумное существо и должен бороться, пока он не покорит смерть, пока не узрит
свет. Он не должен предаваться напрасной, бесполезной болтовне. Поклонение
общества и общественное мнение равняются идолопоклонству. Душа не имеет ни пола,
ни родины, ни места, ни времени.
6) Размышляйте постоянно о Вашей истинной сущности. Освободитесь от всякого
суеверия. Не гипнотизируйте себя мыслью, что Вы недостойны, денно и нощно
повторяйте себе, что Вы в самом деле из себя представляете, пока Вы не
осознаете (действительно осознаете) Ваше единство с Богом.
Без этих правил не добиться успеха. Мы можем сознавать неограниченное, но мы не
можем его выразить. При нашей попытке его выразить, мы его ограничиваем, и оно
уже не безгранично.
Мы должны возвыситься над границами чувств, превзойти даже разум и мы способны
это сделать.
После недельного упражнения по указаниям первого урока, ученик должен
представить отчет наставнику.
Первое наставление
Всякая индивидуальность должна быть развита. Все сойдутся в центре,
"Фантазия открывает двери вдохновению и служит основой для всякой мысли".
Объяснение проявлений природы в нас самих; камень падает во вне, но тяготение
внутри нас, не во вне.
Все, которые объедаются или недоедают, которые спят слишком много или
недостаточно, не могут стать Йогами.
Невежество, непостоянство, ревность, лень и чрезмерная привязанность являются
главными противниками успеха при практиковании Йоги.
Для успешного практикования необходимы:
1 ) Чистота, физическая и духовная; все нечистое, все, что может унизить ум,
должно быть отставлено.
2) Терпение. Вначале будут чудесные проявления, но они все прекратятся. Тогда
наступит самый трудный период, но не отчаивайтесь! если у вас хватит терпения,
то конечный успех вам обеспечен.
3) Постоянство. Упорствуйте чрез огонь и воду, чрез здоровье и болезни, ни один
день не пропускайте практикования. Всего лучше практиковать при слиянии дня и
ночи, - в это время наше тело всего спокойнее, это нейтральная точка между
двумя состояниями. Если же это время не подходит, то практикуйте, когда
встанете и ложась в постель. Требуется особая чистота тела (ежедневная ванна).
Сядьте после купанья и сидите неподвижно, то есть вообразите, что вы сидите как
|
|