|
Свами
Вивекананда
Сердце йоги
Книга представляет собой сборник произведений индийского мыслителя и
демократа-просветителя Свами Вивекананды (1863–1902 гг.). В его работах
представлено своего рода энциклопедическое изложение различных йог, которые
являются эффективными методами приобщения к духовно-религиозному опыту,
представляя собой конкретные методики психического и духовного самопознания,
самосовершенствования и самореализации.
«Бхакти-йога» составлена по записям лекций Вивекананды в Нью-йорке в
1895–1896 гг. На русском языке публиковалась в 1914 г.
«Карма-йога» составлена по записям лекций Вивекананды в Америке и Англии в
1893–1896 гг. На русском языке была опубликована в 1912 г.
Карма-йога
Глава I. Влияние кармы на характер
Слово карма происходит от санскритского корня кри – делать; любое действие есть
карма. Это слово также означает результаты действий. В связи с метафизическими
соображениями оно означает иногда результаты, причинами которых были наши
прежние действия. Но в карма-йоге мы имеем дело с понятием кармы в смысле
работы. Цель человечества есть знание, т. е. это единственный идеал,
поставленный перед нами восточной философией. Не удовольствия, а знание есть
цель человека. Наслаждение и счастье быстро кончаются. Ошибка предполагать, что
наслаждение есть цель. Причина всех несчастий в мире заключается в том, что
люди по своему неразумию считают получение удовольствий идеалом, к которому
следует стремиться. Но через некоторое время человек находит, что то, к чему он
идет, это не счастье, а знание и что как удовольствие, так и страдание –
одинаково великие учителя. Человек понимает, что он столько же учится от
страданий, как и от благополучия. Позитивные и негативные впечатления,
полученные его душой, оставляют на ней различные отпечатки, и результатом этих
впечатлений является то, что называется характером человека. Если мы рассмотрим
его характер, то увидим, что он в действительности является лишь соединением
наклонностей, итогом общего склада его ума и что горе и радость являются
равноценными факторами в образовании характера. Зло и добро в разной мере
формируют характер, и во многих случаях горе лучший учитель, чем счастье.
Изучая характеры великих деятелей, которых когда-либо знал мир, мы отметим, что
в огромном большинстве случаев горе учило их больше, чем радость, бедность
учила лучше, чем богатство, и удары лучше возбуждали внутренний огонь, чем
похвалы.
Знание факта об истинной жизненной цели человека заложено в самой его природе,
да и вообще никакое знание не приходит извне – все оно находится внутри. Вместо
того чтобы говорить, что человек узнает что-нибудь, мы, выражаясь строго
психологически, должны были бы сказать, что он открывает или «раскрывает» это.
То, что человек изучает, он в действительности открывает, снимая покров с
собственной души, которая заключает в себе сокровищницу основного знания. Мы
говорим, что Ньютон открыл закон тяготения. Разве закон этот сидел где-нибудь в
углу, ожидая Ньютона? Знание этого закона было в собственном уме Ньютона;
пришло время, и он нашел его. Все знание, которое когда-либо получал мир,
приходило из ума; бесконечная библиотека Вселенной находится в нашем
собственном уме. Внешний мир дает лишь толчок, возбуждение, заставляющее вас
изучать собственный ум; предметом вашего изучения всегда будет ваш собственный
ум. Падение яблока дало толчок мысли Ньютона, и он принялся изучать собственный
ум. Он перестроил все прежние звенья мысли в своем уме и открыл среди них новое
звено, которое мы называем законом тяготения. Закон этот не содержался ни в
яблоке, ни в чем бы то ни было в центре земли. Итак, всякое знание, как
временное, так и духовное, заключается в человеческом уме. Во многих случаях
оно не открыто и остается скрытым, но, когда покров медленно снимается, мы
говорим, что мы учимся, и успехи в знании измеряются быстротой процесса этого
раскрытия. Человек, с которого снимается этот покров, более знающий; человек,
на котором этот покров лежит толстым слоем, незнающий, и человек, с которого
этот покров совершенно снят, всезнающ, всеведущ. Бывали всеведущие люди и будут
еще; а в грядущих циклах времени их, наверное, будет множество. Знание скрыто в
|
|