Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - Сердце йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
заключается в том, что мы не должны привязывать себя к работе, которую мы 
делаем. Тогда она не свяжет нашу душу. Мы должны стараться понять, что значит 
эта непривязанность к работе.
Такова главная идея, проходящая через всю Бхагавадгиту: работайте неустанно, но 

не будьте привязаны к труду. Слово «самскара» можно довольно точно передать 
выражением «врожденная склонность». Пользуясь сравнением ума с озером, можно 
сказать, что в уме всякое волнение, затихая, не проходит совершенно, а 
оставляет след и возможность в будущем снова появиться. Этот след и возможность 

нового появления волн, прошедших в уме, и есть то, что называется самскара. 
Каждая работа, которую мы делаем, каждое движение тела, каждая мысль оставляют 
свое впечатление в уме, и, даже когда такие впечатления не видны, они всегда 
достаточно сильны, чтобы действовать в глубине ума, подсознательно. То, что мы 
представляем собой в каждую данную минуту, обусловливается общим итогом этих 
впечатлений ума. То, что я представляю собой в настоящий момент, есть результат 

общего действия всех впечатлений моей прошлой жизни. Этот результат и 
называется характером; характер каждого человека определяется общим итогом всех 

его предыдущих впечатлений. Если преобладают хорошие впечатления, характер 
становится хорошим; при преобладании дурных – он становится дурным. Если 
человек постоянно слышит дурные слова, имеет негативные мысли, совершает дурные 

поступки, то ум его будет полон отрицательных впечатлений, и они будут влиять 
на мысли и дела человека без осознания им этого факта. Дурные впечатления 
всегда деятельны, и влияние их всегда приводит ко злу. Человек, склонный к 
отрицательным впечатлениям, будет порочным помимо своей воли. Общая сумма его 
впечатлений создаст в нем сильное побуждение к совершению дурных поступков; он 
будет как бы орудием этих впечатлений, и они будут принуждать его делать зло. 
Подобным же образом, если человек склонен к позитивным мыслям и делает хорошие 
дела, общая сумма оставляемых этими делами и мыслями впечатлений будет 
положительной. Она будет заставлять его делать добро даже помимо его 
собственной воли. Если человек имел столько хороших мыслей и сделал столько 
добрых дел, что в нем появилось непреодолимое стремление делать добро, то его 
ум, как общая сумма этих стремлений, не позволит ему сделать зло, если бы даже 
он захотел этого. Внутренние склонности человека остановят его; он будет уже 
полностью под властью позитивных наклонностей. В таких случаях говорят, что у 
человека сформировался хороший характер.
Как черепаха прячет голову и лапы под свой панцирь, и можно ее убить или 
разбить на куски, но она все-таки не высунется наружу, так характер человека, 
властвующего над своими побуждениями и чувствами, устанавливается навсегда. Он 
управляет своими внутренними силами, и ничто не может заставить его поступать 
против его воли. Путем этого постоянного отражения хороших мыслей, хороших 
впечатлений на поверхности ума склонность к совершению добра крепнет, и в 
результате мы чувствуем себя в силах держать под контролем все проявления наших 

органов чувств и нервных центров. Таким только образом устанавливается 
характер; таким только путем человек достигает истины, тогда человек навеки в 
безопасности; он не может делать зло; он может быть в каком угодно обществе, и 
для него не будет в этом опасности. Существует стадия еще выше этой склонности 
к добру: это – желание освобождения. Вы должны помнить, что свобода души есть 
цель всех учений йоги, и каждая йога одинаково ведет к этому результату. Одним 
трудом человек может достигнуть того, чего Будда достиг главным образом 
медитацией, а Христос – молитвой. Будда был джнани; Христос был бхакта, но оба 
они достигли той же цели.
Духовное освобождение означает полную свободу – свободу от оков добра также, 
как и от оков зла. Золотая цепь не менее крепка, чем железная. В моем пальце 
сидит колючка терна, и я беру другую колючку, стараясь второю вытащить первую, 
затем выбрасываю обе: мне незачем хранить вторую колючку, потому что обе они 
только колючки. Так и дурные склонности следует вытеснять добрыми, и дурные 
впечатления ума следует удалять свежими волнами хороших, пока все дурное не 
исчезнет или не будет подавлено и поставлено под строгий контроль в дальней 
части ума. Таким образом, человек «привязанный» становится непривязанным. 
Работайте, но не позволяйте делу или мысли производить глубокое впечатление на 
ум; пусть эти впечатления, как волны, приходят и уходят. Пусть огромные 
результаты получаются от работы мускулов и мозга, но не позволяйте им 
производить глубокое впечатление на душу.
Как это сделать? Мы ведь видим, что отпечаток всякого действия, к которому мы 
привязаны, сохраняется. Я могу встретить сотни людей в течение дня и среди них 
одного человека, которого я люблю. Предположим, что, ложась спать, я стараюсь 
вспомнить все виденные мною лица, но лишь одно лицо встает передо мною – то 
лицо, которое я видел, может быть, лишь одну минуту, но то, которое я люблю. 
Все же остальные лица исчезли. Моя привязанность к этому человеку создала более 

сильные впечатления от встречи с ним, чем все остальное. Физиологически все 
впечатления были одинаковы, каждое лицо, виденное мною, отразилось на сетчатке 
глаза, и мозг воспринял все образы, однако однородности впечатлений не 
получилось. Большинство лиц были, может быть, совершенно незнакомы, о них я 
никогда не думал, но одно-единственное лицо, лишь мельком увиденное мной, нашло 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-