|
есть только заимствованный свет.
20. Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску сознания.
Это опять философия санкхья. Мы видели из этой философии, что от самой низшей
формы до сознания все принадлежит природе, но выше природы стоят пуруши (души),
не имеющие свойства. Тогда как может душа казаться счастливой или несчастной?
Вследствие отражения. Если положить на стол кусочек чистого кристалла и рядом с
ним красный цветок, кристалл будет казаться красным; совершенно то же и эти
внешние виды счастья и несчастья – они суть только отражения; сама душа не
имеет никакой окраски. Душа не имеет ничего общего с природой; природа – одно,
а душа – другое, вечно отличное. Санкхья говорит, что разум есть нечто
составное, что он увеличивается и уменьшается (растет и приходит в упадок), что
он меняется совершенно так же, как меняется тело, и что его природа почти та же
самая, что и тела. Чт? ноготь пальца относительно тела, то тело относительно
разума. Ноготь есть часть тела, но он может быть обрезан сотни раз, а тело
будет продолжать свое существование. Подобно этому, разум существует «эоны»,
тогда как тело может быть отделено, отброшено. Однако ж разум не может быть
бессмертен, потому что он изменяется, то увеличиваясь, то уменьшаясь. Ничто,
что меняется, не может быть бессмертно. Разум, несомненно, вырабатывается, и
одно уже это указывает, что позади него должно быть нечто, так как он не может
быть свободным. Все соединенное с материей принадлежит к природе и потому вечно
связано. Что же свободно? Свободно только то, что выше причины и следствия. Мне
могут возразить, что идея свободы – заблуждение. На это я скажу, что идея
зависимости также заблуждение. Два факта входят в наше сознание и как держатся
друг другом, так и падают одновременно. Один – что мы связаны (зависимы). Если
мы захотим пройти через стену и наша голова ударится о стену – мы, значит,
ограничены этою стеною. В то же время мы видим у себя волю и думаем, что можем
направлять ее, куда угодно. На каждом шагу нам приходят эти противоречивые идеи.
Нам приходится верить, что мы свободны, и, однако ж, на каждом шагу видим, что
мы не свободны. Если одна идея – заблуждение, вторая также заблуждение, а если
одна верна, другая также верна, потому что обе они имеют общее основание –
сознание. Йог говорит, что обе верны, что мы связаны, насколько дело идет о
разуме, и свободны, насколько дело касается души. Настоящая сущность человека
есть душа, пуруша, которая находится вне всякого закона причинности. Ее свобода
просвечивается через слои материи в различных формах, разума, сознания и т. п.
Это ее свет, блистающий через все их; разум же не имеет своего собственного
света.
Каждый орган имеет особенный центр в мозгу; нет того, чтоб все органы имели
один центр, но каждый из них имеет свой отдельный. Но человек может видеть и
слышать в одно и то же время; значит, впечатления, получаемые различными
органами, где-то объединяются. Если бы объединение происходило в мозгу, там
должен бы быть общий центр для глаз, носа, ушей; между тем мы знаем наверно,
что такого центра нет. Почему же, несмотря на это, все восприятия гармоничны и
откуда они получают свое единство? Разум вечно соединен с мозгом; следовательно,
объединение происходит не в нем. Позади разума находится только пуруша, и в
ней-то и объединяются все разные впечатления и восприятия.
Сама душа есть центр, где все различные органы сходятся в одну точку и
объединяются. Душа свободна, и эта ее свобода каждый момент говорит вам, что вы
свободны. Но вы ошибаетесь и постоянно смешиваете эту свободу с разумом и
сознанием. Вы пытаетесь приписать эту свободу разуму и немедленно находите, что
разум не свободен; вы приписываете свободу телу, и тотчас природа говорит вам,
что вы опять ошибаетесь. Вот отчего происходит это смешанное чувство свободы и
зависимости в одно и то же время. Йог подробно разбирает то, что свободно, и то,
что связано, и его неведение исчезает. Он находит, что пуруша свободна, что
она есть сущность того знания, которое, проходя через источник буддхи,
становится разумом и, как таковой, связано.
21. Природа испытываемого – для него.
Природа не имеет собственного света. Насколько в ней присутствует душа, она
кажется светом; но этот свет заимствован совершенно так, как лунный свет есть
отраженный. Все проявления природы, согласно йогам, произведены этой самой
природой; но природа не имеет другого назначения, кроме освобождения пуруши.
22. Хотя разрушается для того, кто достиг цели, она, однако, не уничтожается,
оставаясь присущей другим.
|
|