|
освобождение (испытывающего).
Испытываемое, т. е. природа, состоит из элементов и органов: элементов грубых и
тонких и органов чувств, сознания и пр. Оно может быть просветленным, активным
и инертным. На санскрите эти виды называются саттва (просветление), раджас
(действие) и тамас (инерция), и каждый имеет назначением приобретение опыта и
освобождение. Какое назначение всей природы? То, чтобы пуруша, забывшая, так
сказать, свое могущество, свою божественную природу, могла приобрести опытность.
Есть рассказ, что царь богов Индра стал однажды свиньей, обзавелся самкою
свиньею и кучею поросят, валялся в грязи и был совершенно счастлив. Несколько
других богов увидели его в этом жалком состоянии, подошли к нему и сказали: «Ты,
царь богов, обладающий полною божественною властью, зачем ты здесь?» Индра
отвечал: «Оставьте меня; мне здесь хорошо; я не забочусь о небесах, пока у меня
эта свинья и поросята». Бедные боги стали в тупик, не зная, что делать. Спустя
некоторое время они решили прийти тихонько и убить одного поросенка, потом
другого и т. д., пока не перебьют всех поросят и свинью. Так они и сделали.
Когда свинья и поросята были мертвы, Индра стал плакать и рыдать. Тогда боги
распороли его свиное тело; он вышел из него и, очнувшись, начал смеяться,
рассказывая, какой отвратительный сон приснился ему: он, царь богов, вдруг
обратился в свинью и считал, что только эта свинская жизнь и возможна; мало
того, ему хотелось, чтоб жизнь всей вселенной стала такой же свинской! Пуруша,
когда она отождествляет себя с природой, забывает, что она чиста и бесконечна.
Пуруша не живет: она сама жизнь. Она не существует: она сама существование.
Душа не знает: она сама знание. Чистое заблуждение говорить, что душа живет,
или знает, или любит. Любовь и существование не свойства души, но ее сущность.
Когда они отражаются в чем-нибудь, вы можете называть их свойствами этого
нечто; но они не качества пуруши, но сущность этого великого Атмана, этого
Бесконечного Существа без рождения или смерти, которое пребывает в своей
собственной славе, хотя и кажется как бы выродившимся до такой степени, что,
когда вы приближаетесь к нему и говорите: «Ты не свинья», оно начинает визжать
и кусаться. Это бывает со всеми нами в этой майе, в этом обманчивом мире, где
все есть страдание, плач и вопль, где катается несколько золотых шариков и мир
наперерыв старается захватить их. Вы никогда не были связаны законами, природа
никогда не имела никаких пут для вас. Так говорит вам йог. Имейте же терпение
убедиться в этом! Йог также объясняет вам, как, соединяясь с природою и
отождествляя себя с сознанием и миром, пуруша считает себя несчастною. Затем
йог идет дальше, чтоб показать, что выход из такого соединения возможен путем
опыта. Вы должны приобрести опыт, но делайте это быстро. Мы сами поместили себя
в этой сети и должны выйти из нее. Мы сами попались в капкан и должны;
освободиться. Итак, извлекайте этот опыт из супружеских, дружеских и детских
привязанностей, и вы переживете их благополучно, если никогда не забудете, что
вы такое в действительности. Никогда не забывайте, что настоящее ваше состояние
только временное и что вы должны пройти через него. Испытание удовольствий и
страданий – великий учитель; но знайте, что оно – только опыт и должно вести
вас шаг за шагом к тому состоянию, когда как удовольствия, так и страдания
окажутся ничтожными, а душа так велика, что вся вселенная будет как капля в
океане и исчезнет вследствие своей ничтожности. Мы должны пройти через эти
испытания, но не позволяйте себе никогда забывать идеала.
19. Состояния качеств суть определенное, неопределенное, только намеченное и
лишенное признаков.
Я говорил в некоторых из предыдущих лекций, что система йоги построена вполне
на философии санкхья; теперь опять напомню вам космологию этой философии. По
учению санкхья, сама природа составляет как материальную, так и производящую
причину вселенной. В природе есть вещества трех родов: саттва, раджас и тамас.
Тамас – это все, что темно, невежественно и тяжело; раджас – деятельность;
саттва – спокойствие, свет. Когда природа находится в состоянии, предшествующем
творению, она называется авьякта, неопределенная или неразъединенная; это
состояние, в котором нет никакого различия форм и названий, в котором три
вещества находятся в совершенном равновесии. Потом равновесие нарушается; эти
три вещества начинают смешиваться различным образом, и в результате получается
вселенная. В каждом человеке эти три вещества также существуют. Преобладание
саттвы обнаруживается знанием, преобладание раджаса – деятельностью, а
преобладание тамаса – темнотою, утомлением, леностью, невежеством. Согласно
теории санкхья, самое высшее, состоящее из этих трех веществ проявление природы
есть то, что называется махат, или мировой разум; сознание же каждого
отдельного человека есть часть этого мирового разума. Итак, сознание происходит
из махата.
Психология санкхья резко различает манас, функции сознания, от функций разума,
буддхи. Функции сознания заключаются только в том, чтобы собирать и приносить
|
|