|
Вивекананда
Свами
Афоризмы йога Патанджали
Свами Вивекананда (1863—1902) принадлежит к великим сынам Индии, которые
сделали ее философию понятнее для новых поколений индийцев, а также
представителей совершенно иной, западной цивилизации. Именно благодаря
деятельности Вивекананды йога обрела свое место в духовном мире современной
Европы и Америки и начала пользоваться широкой популярностью.
Вступление
Перед тем как приступить к изложению афоризмов Патанджали, рассмотрим один
важный вопрос, на котором, по мнению йогов, основана вся теория религии. Все
великие умы мира, кажется, сходятся во мнении, которое притом почти доказано и
изысканиями, произведенными в области физической природы, что мы представляем
собою продукт и проявление абсолютного начала, лежащего позади нашего
настоящего относительного состояния, и что мы идем вперед, чтобы опять
вернуться к тому же абсолютному. Раз это установлено, является вопрос: которое
же состояние лучше – абсолютное или это, настоящее?
Многие выдающиеся мыслители держатся мнения, что мы суть проявленные частицы
недифференцированного существа и что это наше дифференцированное состояние выше
абсолютного. Так как в абсолютном не может быть никаких качеств, то они
представляют себе, что оно должно быть бесчувственным, оцепенелым, безжизненным,
что только жизнь, какою мы ее знаем, способна доставить наслаждение и что
поэтому мы должны дорожить именно ею. Чтобы судить о правильности такого
взгляда, необходимо познакомиться с другими решениями вопроса о жизни.
Существует старое мнение, что человек после смерти остается тем же, чем был
здесь, что все его хорошие стороны минус дурные остаются навсегда. Рассуждая
логически, это значит, что назначение человека – этот мир; тот же мир, но
степенью выше и освобожденный от зла, называют небом. Эта теория, в сущности,
вздор и ребячество, так как она утверждает невозможное. Не может быть добра без
зла или зла без добра. Жить в мире, где все хорошо и нет ничего зло-то, значит
то, что санскритские логики называют «грезить наяву».
В последнее время некоторые школы выставили другую теорию, именно что
назначение человека все более и более совершенствоваться, постоянно стремиться
вперед, никогда не достигая цели. Это положение, по-видимому очень изящное,
также нелепо, потому что нет такой вещи, как движение по прямой линии. Всякое
движение происходит по кругу. Прямая линия, бесконечно продолженная, обращается
в круг. Поэтому мысль, что назначение человека есть движение все вперед и
вперед, никогда не останавливаясь, – абсурд.
Замечу, хотя это и не относится к предмету, что высказанная мною сейчас истина
объясняет этическую теорию, согласно которой не следует ненавидеть, а должно
любить, потому что здесь совершенно то же, что и в случае электричества или
всякой другой силы, относительно которых новейшая теория говорит, что сила
выходит из динамо и завершает круг назад к динамо. То же и со всеми силами
природы: они необходимо возвращаются к своему источнику. Поэтому не ненавидьте
никого, так как та сила, та ненависть, которая исходит от вас, впоследствии
неизбежно вернется к вам. Если вы любите, любовь вернется к вам, заканчивая
круговое обращение. Несомненно, что всякая капля ненависти и всякое побуждение
любви, исходящие из сердца человека, сполна возвращаются к нему, и ничто не в
силах остановить их.
Теория вечного движения вперед не может быть принята и по другой практической
причине, потому что разрушение есть удел всего земного. Все наши стремления, и
надежды, и страхи, и радости, к чему ведут они? Конец всех нас в смерти. Ничто
так не верно, как это. Где же тогда это движение по прямой линии, это
бесконечное совершенствование? Оно проходит только некоторое расстояние и опять
возвращается к центру, от которого начало движение. Посмотрите, как из
туманности образуются солнце, луна и звезды, затем разрушаются и обращаются
опять в туманность. То же самое делается везде. Растение берет материал от
земли, разлагается и отдает его назад. Всякая форма в этом мире образуется из
окружающих атомов и обращается в те же атомы.
Не может быть, чтобы один закон действовал различно в разных сферах. Закон есть
однообразие. Это безусловно верно. Если это закон природы, то он также и закон
мысли; мысль разложится и вернется к тому, из чего произошла. Хотим мы или нет,
мы должны вернуться к нашему началу, которое называется Богом, или Абсолютом.
|
|