|
Свами Вивекананда
ПАРА-БХАКТИ ИЛИ ВЫСШЕЕ БОГОПОЧИТАНИЕ
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Подготовительное отречение
Мы окончили рассмотрение так называемой подготовительной Бхакти, и, чтобы
приступить к изучению ПараБхакти, или высшего Богопочитания, нам остается
только сказать об окончательном подготовлении к нему. Такое подготовление,
состоящее в повторении священных имен, в обрядах, формах, символах, имеет целью
только очищение души, из всех же средств очищения самое главное, без которого
никто не может достигнуть высшего Богопочитания (Пара-Бхакти), - отречение.
Многим оно кажется ужасным, но без него невозможно никакое духовное развитие.
Отречение необходимо во всех. Йогах. Оно представляет собою краеугольный камень,
центр и главный стимул всякого духовного совершенствования, настоящую сущность
религии. Когда человеческая душа отрешается от мирских вещей и пытается
углубиться в сущность; когда человек-дух поймет, что, становясь уплотненным и
материальным, он приближается к погибели и, сознав это, отвернется от материи,
тогда начинается отречение, а с ним и действительный его духовный рост.
Отречение Карма-йога - это отказ от всех плодов своих действий, от всякого
интереса к результатам своей работы, от забот о награде, как теперь, так и
после. Раджа-йог, исследуя природу, узнает, что все ее назначение в том, чтобы
душа узнала о своей вечной отдельности от природы, поняла и убедилась, что она
дух, а не материя, и что ее соединение с материей может быть только временным.
Отречение Раджа-йога является результатом исследования природы. Джнана-йог уже
с самого начала должен знать, что природа, кажущаяся такою массивною, не более
как иллюзия. Он должен понимать, что все проявления силы в природе производятся
душою, а не природою, что все знание и все испытываемое нами находится в душе,
а не в природе; должен непосредственно, по убеждению своего разума, и сразу,
оторваться от всех оков природы, предоставляя ей и всему, что к ней принадлежит,
идти своим путем, а сам - стараться остаться один. Его отречение самое суровое
и трудное.
Отречение Бхакти-йога, наоборот, самое естественное и легкое; в нем нет
никакого насилия. Бхакта ни от чего не отказывается, ничего насильно от себя не
отрывает. Проявления этого отречения, хотя в более или менее извращенном виде,
мы видим вокруг нас каждый день. Человек любит женщину, а затем через несколько
времени влюбляется в другую и первую оставляет. Она легко, свободно, ускользает
из его ума, совсем не оставляя в нем чувства утраты. Женщина любит мужчину,
потом полюбила другого, и первый совершенно естественно забывается. Человек
любит свой город, затем начинает любить свою страну, и сильная любовь к
маленькому городу легко, естественно пропадает. Потом он научается любить весь
мир, и его любовь к своей стране, его патриотизм исчезает без всякого насилия,
не причиняя ему никакого беспокойства. Характер того, к чему чувствуется
наибольшая привязанность, что доставляет самое сильное удовольствие, зависит от
степени развития испытывающего. Ни один человек не может есть с таким
увлечением, как собака и волк; наслаждений же, которые доставляют человеку
умственные занятия и их результаты, ни волк, ни собака испытывать не могут. У
человека наслаждение сначала также связано с низшими чувствами, и чем он ближе
к животному, тем сильнее его чувственные наслаждения. По мере же его развития,
низшие роды наслаждения становятся все слабее, и получают постепенно перевес те,
которые доставляют ему умственные занятия. Достигая же еще высшего плана, чем
умственный, - плана божественного вдохновения, - он испытывает состояние
блаженства, в сравнении с которым все чувственные и даже умственные
удовольствия теряют всякое значение. Когда ярко светит луна, звезды кажутся
тусклыми, а когда сияет солнце, сама луна меркнет. Отречение, необходимое для
достижения Бхакти, получается не посредством подавления чего бы то ни было, а
приходит просто, естественно, подобно тому, как в присутствии необыкновенно
сильного света менее сильный свет становится все слабее и слабее, пока не
исчезнет совсем. Так всякая любовь, чувственная или
интеллектуальная, вследствие любви к Богу становится слабою и гаснет: любовь же
к Богу растет и принимает форму, называемую Пара-Бхакти, или высшее
Богопочитаниё. Формы исчезают, ритуалы отбрасываются, книги становятся
ненужными, изображения, храмы, церкви, религии, секты, страны и национальности
- все эти маленькие ограничения - сами собою спадают с того, кто познал любовь
к Богу. Ничего не остается, что бы связывало или сковывало его свободу. Корабль
подходит к магнитной скале, и его железные болты и скрепы притягиваются и
вырываются, а деревянные части освобождаются и свободно плавают по воде. Так
Божественная милость освобождает душу от болтов и скреп, ее связывающих, и она
становится свободною. В этом помогающем богопочитанию отречении нет ничего
трудного и сурового, никакой борьбы, никакого насилия. Бхакти не подавляет ни
одной из своих страстей; он только старается усиливать их и направлять к Богу.
Отречение бхакты - результат любви
Везде в природе мы видим любовь. Все прекрасное в обществе, великое,
возвышенное - все происходит от любви; все в нем дурное - даже дьявольское -
также представляет собою лишь ложно направленный продукт той же любви. Одна и
та же страсть производит как чистую и святую супружескую любовь, так и тот сорт
любви, который ищет удовлетворения в самых низких животных формах. Страсть та
же, но проявление ее в различных случаях различно. Одно и то же чувство, будучи
хорошо направлено, побуждает человека делать добро и отдавать все, что он имеет,
нуждающимся, направленное же дурно, заставляет другого перерезать горло своим
братьям и отнимать все их достояние. Первый любит других так же сильно, как
второй себя. Тот же огонь, который варит пищу для нас, может обжечь ребенка; но
|
|