|
Свами Вивекананда
ВДОХНОВЕННЫЕ БЕСЕДЫ
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Боговдохновенный воин Индии
Также всегда буду рекомендовать читать книги Вивекананды и Провозвестие
Рамакришны.
(Из письма Е.И.Рерих)
Он пролетел по миру словно метеор, излучающий мощные разряды энергии, и всякий,
входивший с ним в соприкосновение, личное или через тексты, навсегда подпадал
под непобедимое обаяние его духа. Учитель Вивекананды, Рамакришна, сравнивал
его с факелом, который сжигает все нечистое, что попадается на его пути.
Джавахарлал Неру оставил о великом светоче своей страны следующие строки:
"Прочно связанный с прошлым и гордившийся славой Индии, Вивекананда все же
подходил по-современному к жизненным проблемам и был своего рода связующим
звеном между прошлым Индии и ее настоящим... Он был великолепным образцом
человека внушительного, преисполненного спокойствия и достоинства, уверенного в
себе и в своей миссии и в то же время полного динамичной и пламенной энергии и
страстного желания двинуть Индию вперед. Он оживил дух угнетенных и
деморализованных индусов и придал им уверенность в себе..."
Елена Ивановна Рерих, с юных лет считавшая своими первыми духовными учителями
провозвестия и книги Рамакришны и Вивекананды писала о последнем: "Он умер
сравнительно молодым на сороковом году, но выполнил огромную миссию. Он положил
начало действительному ознакомлению и сближению Востока с Западом. Впервые ясно
и сердечно изложены были перед Западом основы величественного индусского
миросозерцания..."
Ученик Вивекананды Свами Никхилананда в краткой биографии, посвященной учителю,
отмечает, что тот родился в аристократической семье кшатриев 12 января 1863
года "на восходе солнца во время большого религиозного праздника" под звуки
доносившихся с Ганга песен и молитв, которыми встретил его мир. Мальчик с
детства был отмечен разнообразными способностями и талантами как мистического,
так и интеллектуального плана. С одной стороны это была визионерская
одаренность. Никхилананда писал о нем, что в ранние годы перед тем, как
погрузиться в сон, он иногда видел круглый шар света, меняющийся цвет которого
окутывал его тело теплым золотистым облаком. Видение света сопровождало
Вивекананду всю его жизнь, и видения эти постепенно стали регулярными и
интенсивными". Биографы отмечают также исключительное свойство к концентрации и
сосредоточению, присущее Вивекананде сызмальства и проявившееся в нем с такой
силой, что он уже в возрасте 7-8 лет мог совершенно свободно отключаться от
внешнего мира и впадать в разновидность транса (пусть и не полного), не
воспринимая при этом ни звуков, ни укусов насекомых. С другой стороны мальчику
легко давались и рациональные науки: безо всяких затруднений и с увлечением он
овладевал математикой, астрономией, философией, историей, европейскими языками.
Ромен Роллан, описывая жадный интерес Вивекананды к искусству, поэзии, успехи в
занятиях музыкой и пением, прекрасную физическую подготовленность (доведенное
до совершенства умение боксировать, плавать, грести, ездить на лошади),
сравнивает универсализм его натуры с канонами эпохи Возрождения. В возрасте 16
лет Вивекананда (в миру Нарендранатх Датта) поступил в Калькуттский университет,
считавшийся в Индии цитаделью европейского свободомыслия. Здесь молодой
человек погрузился в изучение логики, истории Европы и философии. Труды Гегеля,
Огюста Конта, Дарвина и особенно "Исследование о религии" Стюарта Милля,
целиком выдержанное в позитивистском духе, разбивают его внешнюю поверхностную
религиозность, воспринятую в посещаемых им брахмосамаджских * клубах.
* "Брахмосамадж" - название религиозной общественной организации Индии,
ставящей своей целью пробудить национальное сознание страны.
Он становится вольнодумом-атеистом и скептиком, пытающимся разрешить мучившие
его сомнения с помощью западных книг и личных советов знаменитого тогда в
Европе философа Герберта Спенсера, с которым он начал переписываться. И вот,
неожиданно для себя юноша знакомится с Рамакришной, после чего в его жизни
постепенно происходят кардинальные перемены. Встреча Вивекананды с Рамакришной,
многократно описанная разными биографами, не изменила юношеского нигилизма
молодого студента, поначалу принявшего мудреца за экзальтированного
религиозного маньяка. Однако странная сила вновь и вновь влекла его в
Дакшинесвар, где Рамакришна в то время жил. Наблюдая за манерами, жестами,
словами и поведением отшельника он все более пропитывался ощущением его величия.
В один из моментов общения Рамакришна вводит своего юного собеседника в экстаз,
давая ему возможность на личном опыте убедиться в реальности величественного и
прекрасного Божественного Мира. Состояние Самадхи глубоко потрясло Вивекананду.
Он был почти готов к принятию истин своего учителя, однако природная
самостоятельность требовала проверки каждого откровения собственными
внутренними средствами. Как писал Ромен Роллан: "...его львиная натура,
переходившая большими прыжками от отрицающей иронии к озарению, никогда не
выдержала и не допустила бы длительного превращения, если бы толчок пришел не
изнутри, а снаружи".
Судьба принесла новые испытания - у Вивекананды умирает отец, и прежде
состоятельная многочисленная семья через некоторое время оказывается в нищете.
Гордый, независимый патриций вынужден отбиваться от кредиторов и посещать в
поисках работы контору за конторой, выслушивать неизменные отказы. Вивекананда
познает изнанку жизни, проходит через период голода и унижения. В какой-то
момент, когда чаша терпения оказалась переполненной, религиозные чувства
|
|