|
этих лекций читатели обязаны X. X. Годвину, умершему в июне 1898 года в
Уткамонде, и г-же М. Е. Иолдо из Бруклина в Нью-Йорке. Двенадцать из них были
напечатаны г-м Стерди месячными выпусками в 1897 году.
* Издатель, Свами Сарадананда, не упомянул о трех лекциях, прочитанных в том же
году в Нью-Йорке и также помещенных в этой книге.
В настоящем виде все лекции были составлены при жизни Свами и им одобрены. Труд
же нынешнего издателя состоял теперь только в исправлении опечаток и устранении
немногих неточностей в выражениях, что, надеюсь, не сделало менее яркими
"своеобразную особенность и энергию" речи Свами, как о ней удачно выразился г.
Стерди.
Наиболее важным в своих Лондонских лекциях Свами Вивекананда считал изложение
на новом языке идеи "Майи". В этом он, вероятно, встретил и наиболее
затруднений.
Специальное обсуждение этой идеи начинается с лекции о "Действительном и
кажущемся человеке" и продолжается в лекции об "Абсолюте и Проявлении". Но эта
идея составляет, в сущности, главный предмет всей серии лекций; лекции же о
"Реализации", "Свободе" и "Практической Веданте" почти настолько же посвящены
ее обсуждению, как и те три (2-я, 5-я и 6-я), которые носят ее название.
Сарадананда
Богур Мот. Сентябрь, 1911
МАЙЯ И ИЛЛЮЗИЯ
Почти все вы слышали слово Майя. Обыкновенно его употребляют для обозначения
обмана чувств, иллюзии, очарования. Я нахожу такое его употребление
неправильным: а так как выражаемое им понятие составляет один из устоев, на
которых покоится Веданта, то, чтобы при дальнейших моих лекциях не быть
непонятым, я остановлюсь на нем несколько дольше и попрошу у вас немного
терпения. В литературе Вед слово майя сначала встречается, действительно, в
смысле очарования: мы находим там такую, например, фразу: "Индра через свою
майю принимал различные формы". Здесь слово майя очевидно выражает нечто как бы
магическое. Но в то время, когда это написано, теория майи еще не была
разработана, а потом это слово в течение долгого времени и совсем не
встречается, хотя идея им выражаемая продолжает развиваться. Позже встречаем
вопрос: "Почему мы не можем знать тайн Вселенной?" – и ответ на него: "Потому
что занимаемся пустыми разговорами и удовлетворяемся чувственными предметами, а
также потому, что увлекаемся желаниями и закрываем действительность как бы
туманом". Здесь слова майя нет, но проскальзывает идея о ней: причиной нашего
незнания выставляется род тумана, заслоняющего от нас истину. Значительно позже,
в одном из Упанишад, слово майя опять появляется; но к этому времени значение
его подверглось уже значительным изменениям. Предлагались и отвергались разные
его толкования, пока, наконец, выражаемая этим словом идея не установилась
окончательно. В Шветашватара Упанишаде мы читаем: "Знай, что природа это майя,
а разум, управляющий майей – Сам Господь".
До великого Шанкарачарья наши философы употребляли это слово в разных значениях.
Теорией его занимались отчасти и буддисты, и у них оно получило значение очень
близкое к тому, что теперь называется идеализмом. Среди буддийских философских
школ была одна, совершенно не признававшая существования внешнего мира. Она
считала его иллюзией и называла майей. Отсюда и получило начало употребление
этого слова в смысле, указанном в первых строках настоящей главы. Но майя
Веданты в последней форме ее развития – не идеализм и не реализм, и даже не
теория. Она просто обозначение того, что представляем собой мы и нас окружающее.
Как я уже говорил вам, умы, создавшие Веды, упорно стремились к открытию и
исследованию принципов. Их задача состояла в том, чтобы проникнуть в самую
сущность вещей, и у них не было времени заниматься подробностями, или ожидать,
пока они будут выработаны; их как бы влекла какая-то высшая сила все вперед и
вперед, и не давала им остановиться. Поэтому во всех Упанишадах мы на каждом
шагу встречаем главные положения, вполне согласные с положениями,
устанавливаемыми впоследствии, так называемой современной наукой, тогда как
второстепенные подробности в них часто ошибочны. Там мы находим, например, идею
об эфире, составляющую основание одной из позднейших научных теорий, и идея эта
является в форме гораздо более развитой, чем какую она получила до сих пор у
новейших ученых. Но это только пока дело ограничивается принципом; когда же
авторы Упанишад хотят показать применение этого принципа, они делают массу
ошибок. Затем в Ведах, а именно в Брахманах, находим теорию всюду проникающего
жизненного принципа, различные проявление которого составляет вся жизнь
вселенной. В Самхитах есть длинный гимн пране, проявляющейся в форме жизни.
Некоторым из вас, может быть, будет интересно узнать, что в философии Вед есть
также теории возникновения жизни на земле, очень похожие на предлагаемые
некоторыми новейшими учеными. Так, вы, конечно, знаете, что существует теория,
по которой жизнь на земле предполагается принесенной с других планет; в Ведах
же некоторые философы говорят, что она принесена с Луны.
Эти ранние мыслители очень решительны в обращении с принципами и удивительно
смелы в предложении широких обобщений. В разрешении вопросов о тайнах вселенной,
которое они старались получить исследованием внешнего мира, они достигли всего,
что только было возможно. Где их принципы оказываются недостаточными, там и
специальные исследования новейшей науки не могли подвинуть вопрос ни на один
шаг к разрешению. Если теория эфира не могла в древнее время разрешить вопроса
о тайнах вселенной, то и разработка в подробностях этой теории не приблизила
нас к истине; если теория всепроникающего жизненного принципа оказалась
неудовлетворительной, как теория вселенной, то она не стала лучше и теперь, по
|
|