Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - БХАКТИ-ЙОГА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-
 
усилием его способность в этом отношении становится все сильнее и сильнее. Шри 
Кришна говорит в Гите: "Упражнением и непривязанностью, о сын Кунти, 
достигается управление умов"1.
1 Тонкое тело, или Сукшашарира, образуется в человеке пятью органами чувств 
плюс пять органов действия, плюс манас и Буддхи. Оно не разрушается смертью, но 
перевоплощается со всем прошлым опытом, пока душа не достигнет совершенства, 
или мукти.
Поэтому человек набожный должен вырабатывать в себе эти способности, самые 
существенные для достижения высшего Богопочитания, и не исполнять 
предписываемых некоторыми Писаниями ритуальных жертвоприношений, единственная 
цель которых состоит в получении чувственных удовольствий в этом или в будущем 
мире и которые ведут к все большему рабству и все дальше и дальше от Бога. Есть 
только пять великих жертвоприношений. Основная скала, фундамент, на котором 
покоится все здание Бхакти, есть чистота. Очищение внешнего тела и 
разборчивость в пище легки; но без внутреннего очищения и внутренней чистоты 
вся эта внешняя заботливость решительно не имеет никакой цены. В списке качеств,
 ведущих к чистоте, данных Рамануджей, перечислены сатья, правдивость; арджава, 
искренность; дайя, делание добра другим, не ожидая для себя никакой пользы; 
ахамса,- непричинение вреда другим мыслью, словом или делом, и анабхидья - 
нежелание чужого добра, неимение тщетных мыслей и забвение обид.
Одно условие, указанное в этом перечне, именно ахимса - непричинение обиды, 
заслуживает особого внимания. Этот долг непричинения обиды обязателен для 
набожного относительно всех существ. Под ним не разумеется, как думают 
некоторые из нас, что не следует обижать только человеческие существа, но можно 
быть безжалостным к низшим животным, или, как считают другие, что следует 
покровительствовать кошкам и собакам и кормить сахаром муравьев, а своего брата,
 человека, можно свободно обижать самым ужасным образом. Замечательно, что 
почти всякая хорошая идея в этом мире может быть доведена до отвратительной 
крайности. Точное применение буквы закона, доведенное до крайних пределов, 
становится положительным злом, и очень жаль, что правило о непричинении обид не 
составляет в этом отношении исключения. Смрадные монахи некоторых религиозных 
сект, не моющиеся, чтобы не умертвить на своем теле насекомых, никогда не 
думают о беспокойстве и болезнях, которые они приносят своим братьям - людям. 
Утешительно, по крайней мере, что они не принадлежат к религии Вед.
1 "Бхагавадгита", VI-35.
Признаком ахимсы служит отсутствие зависти. Всякий человек может
сделать доброе дело или крупное пожертвование под влиянием настроения,
вследствие суеверия или под давлением духовенства; но действительно
любит человечество тот, кто никому и ни в чем не завидует. Мы видим,
что все так называемые великие люди мира завидуют Друг Другу в известности, 
славе или деньгах. Пока эта зависть гнездится в сердце человека, он далек от 
совершенства ахимсы, хотя бы и был вегетарианцем. Корова не ест мяса, овца 
тоже; что же, они поэтому великие йоги, великие необидчики? Всякий глупец может 
воздержаться от мясной пищи; но это одно не составляет для него большей заслуги,
 чем для травоядного животного. Человек, который безжалостно грабит вдову или 
сироту и совершает самые подлые дела ради денег, хуже дикого зверя, даже если 
он питается только травой. Человек же, который никогда не питает в сердце даже 
мысли кого-нибудь обидеть и радуется благосостоянию даже своего величайшего 
врага, этот человек - Бхакта, Йог. Он учитель всех, хотя бы всю жизнь постоянно 
питался свининой. Мы всегда должны помнить, что внешние, упражнения и 
воздержанность имеют цену только как помощь к достижению внутренней чистоты. 
Лучше заботиться об одной внутренней чистоте, если нельзя тщательно соблюдать 
внешнюю. Но горе человеку и горе народу, который забывает деиствительную, 
внутреннюю, духовную сущность религии и, механически цепляясь за внешние формы, 
никогда от них не отступает, формы имеют цену только как выражение внутренней 
жизни. Если они перестают выражать ее, разбивайте их без милосердия.
Следующее средство для достижения бхакти-йога - сила. "Атман не может быть 
достигнут слабым"', - говорит Шрути. Здесь разумеется как умственная, так и 
физическая слабость. "Сильный, смелый" только и годен быть учеником. Что могут 
сделать слабые, маленькие, дряхлые существа? Они будут разбиты вдребезги, когда 
вследствие упражнения в какой-нибудь Йоге, начнут пробуждаться таинственные 
силы ума и тела. "Только молодой, здоровый и сильный" может иметь успех. 
Физическая сила поэтому безусловно необходима. Только сильное тело может 
вынести удар реакции, следующей за попыткою управлять органами. Тот, кто хочет 
быть бхактой, должен быть силен, должен быть здоров. Когда жалкие, слабые 
пробуют упражняться в одной из Йог, они рискуют получить какуюлибо неизлечимую 
болезнь и ослабить свой ум; ослаблять же намеренно тело - вовсе не способ к 
духовному просветлению.
1 "Мундака-упанишада", III-2-4.
Умственно слабые также не могут иметь успеха в достижении Атмана. Человек, 
желающий быть бхактой, должен быть весел. Для многих идеально религиозный 
человек тот, кто никогда не улыбается; темное облако должно всегда висеть на 
его челе, лицо должно быть вытянуто и с почти судорожно сжатыми челюстями. По 
моему мнению, такие люди с истощенными телами и вытянутыми лицами годны для 
докторов, как пациенты. Они никогда не могут быть йогами. Только живой ум 
настойчив. Только сильный ум может прорубить себе дорогу через сети Майи - 
работа самая трудная и под силу только для гигантов воли.
Но чрезмерная живость и веселость должны быть также избегаемы (ануддхарша). 
Излишняя живость делает нас неспособными к серьезной мысли, при ней энергия ума 
растрачивается. Чем сильнее воля, тем меньше уступчивость власти страстей. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-