|
что воспринимается на физическом плане как движение и действие, а на ментальном
— как мысль. Таким образом, слово пранаяма означает «сдерживание жизненной
энергии». Это контроль над жизненной энергией, которая течет по нервам
человеческого организма, движет мышцами человека, управляет его органами чувств
и умом. Именно эту жизненную силу йоги стараются подчинить себе с помощью
пранаямы. Тот, кому это удается, становится властелином не только своего
собственного существования на физическом и астральном планах, но и всего мира,
так как пряма является основой космической жизни, тем тонким элементом, который
позволил вселенной развиться и стать такой, какой мы видим ее сейчас, и который
непрерывно движет ее к конечной цели. Для йога вся вселенная содержится в его
теле. Его тело и вселенная состоят из одной материи. Энергия, пульсирующая в
его нервах, ничем не отличается от энергии, которая пульсирует повсюду в этой
вселенной. Поэтому овладение своим телом означает для него овладение силами
вселенной. Согласно индуистской философии, все состоит из двух основных
субстанций: акаши, или «эфира», и праны, или энергии. В современной науке этим
двум субстанциям соответствуют материятл сила. Все в этом мире, что имеет форму,
или материально, развилось из этой вездесущей и всепроникающей тонкой
субстанции, акаши. Газы, жидкости и твердые тела, вся вселенная, включая нашу и
миллионы других солнечных систем, все формы существования, о которых можно
сказать, что они «созданы», являются продуктами этой единой тонкой и невидимой
акаши и в конце каждого цикла возвращаются в исходное состояние. Подобным
образом, все известные человеку силы природы — гравитация, свет, тепло,
электричество, магнетизм, все, что можно объединить под общим названием
«энергия», животные силы, мысли и другие интеллектуальные силы, — можно назвать
проявлениями космической праны. Из пра-ны они возникли в этом мире, в пране они
в конце концов растворятся. Любую силу в этом мире, физическую или ментальную,
можно свести к этой первичной силе. Нет ничего, кроме этих двух факторов в той
или иной форме. Сохранение материи и сохранение энергии — два фундаментальных
закона природы. Первый говорит о том, что общее количество акаши, образующей
эту вселенную, постоянно, а второй — о том, что общее количеств энергии в этой
вселенной также постоянно. В конце каждого цикла различные проявления энергии
затихают и переходят в потенциальную форму, то есть акаша становится
неразличимой, однако в начале следующего цикла эти энергии вновь пробуждаются и
восстанавливают свое разнообразие. Когда изменяется акаша, переходя из тонкой в
грубую форму и наоборот, соответственно изменяется и прана. Так как для йога
человеческое тело — только лишь микрокосм, он рассматривает свою нервную
систему и внутренние органы восприятия как совокупность микрокосмической акаши,
нервных токов, мысленных токов и космической праны. Таким образом, понять
секреты их функционирования и научиться управлять ими для него означает
получить высшее знание и завоевать вселенную.
Тот, кто овладел праной, — овладел самой сутью космической жизни и деятельности.
Тот, кто овладел этой сутью, — подчинил себе не только свой ум и тело, но и
все умы и тела в этой вселенной. Таким образом, пранаяма, или контроль над
праной, — это способ, с помощью которого йог пытается реализовать в своем
маленьком теле всю широту космической жизни и достичь совершенства путем
овладения всеми силами этой вселенной.
К чему медлить? Медлить — значит умножать свои страдания и скорбь. Давайте
двигаться быстрее, действовать решительнее и настойчивее до тех пор, пока мы не
преодолеем эту широкую временную пропасть. Давайте прилежной садханой достигнем
цели в этом теле, прямо сейчас, в этот самый момент. Почему бы нам не получить
это бесконечное знание, бесконечное блаженство, бесконечный покой и бесконечную
силу прямо сейчас и самим?
Решение этой проблемы — это смысл и цель йоги. Цель всей науки под названием
«йога» — позволить человеку пересечь океан сансары, увеличить свою силу,
расширить свои познания и достичь бессмертия и вечного блаженства.
ГЛАВА 1 ПРАНА И ПРАНАЯМА
Пранаяма — точная наука. Это четвертая анга, или «член» (раздел), аштанга-йоги.
Тасмин сати шваса прашвасайоргативиччхедах пранаямах
«Регулирование дыхания, или контроль над праной, — это прекращение вдохов и
выдохов, которое следует за достижением устойчивости в позе, или асане».
Такое определение пранаямы дает Патанджали в «Йога-сутрах» (11:49).
Шваса означает вдох, прашваса — выдох. Дыхание — это внешнее проявление праны,
жизненной силы. Дыхание, подобно электричеству, является грубой праной. Дыхание
— стхула, грубое. Прана — сукшма, тонкая. Научившись управлять дыханием, вы
сможете управлять тонкой праной. Контроль над праной означает контроль над умом.
Ум не может функционировать без праны. Только благодаря вибрациям праны в нем
появляются мысли. Прана приводит ум в движение. Сукшма-пра-на, или психическая
прана, непосредственно связана с умом. Дыхание можно сравнить с важным
маховиком механизма. Как останавливаются остальные шестеренки в механизме, если
остановить этот маховик, так и органы тела перестают функционировать, когда йог
останавливает дыхание. Если вы управляете маховиком, вы управляете и всеми
остальными шестеренками. Точно так же, если вы научитесь управлять внешним
механизмом дыхания, вы сможете управлять внутренней жизненной силой, праной.
Процесс управления праной посредством управления дыханием называется пранаямой.
Как ювелир выплавляет из золота все нечистые вкрапления, нагревая его в тигле,
изучающий йогу устраняет все нечистое из своего тела и чувств, занимаясь
пранаямой.
Главная цель пранаямы состоит в объединении праны с апаной и медленном подъеме
объединенной праны-апаны вверх к голове. Результатом, или плодом, занятий
|
|