|
Йог Рамачарака
Наука о дыхании йогов
На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое "йоги",
какова их философия и деятельность.
ГЛАВА I. "ЙОГИ"
На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое "йоги",
какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают
немало ска-зок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие
дороги Ин-дии и бесстыдно называющих себя "йогами". Но люди Запада весьма
ошибутся, пред-ставляя себе типичного "йога" в виде истощенного, фанатичного,
грязного и невежест-венного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока
тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не
одеревенеют и не высохнут, и так и ос-танутся на всю дальнейшую его жизнь,
наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут
насквозь через ладонь. Все эти люди существуют - это правда, но называть их
"йогами" - это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для
заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мо-зольного оператора
или "профессором" - уличного продавца знахарских снадобий.
Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали
свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических,
умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками
от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука - йога, т. е. этим
исследованиям и учени-ям было в конце концов придано название "йоги" - от
санскритского слова "юг" - что значит "соединять".
Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до
уче-ний о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не
будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.
"Наука о дыхании" часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей
своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но
некоторыми сторо-нами своими она служит и его духовному развитию.
В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи
руководя-щих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни
для мно-гих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде
немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных
классов, - восточ-ный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим
на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и
теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются
всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад
растут, вместе в тесном общении, поль-зуясь этим для взаимных влияний.
Индийские йоги оказывают большое внимание "науке о дыхании" по причинам,
ко-торые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы
каса-лись этой части учения йогов, но, думается, только лишь автору этой книги
удалось из-ложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала
"Науки о ды-хании" йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы
употребляем везде при-вычные Западу термины, по возможности избегая
санскритских названий, чтобы не за-труднять читателя.
Первая часть книги посвящена физической стороне "Науки о дыхании", далее
её фи-зическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область
умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.
Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой
книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми
для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней
про-стоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое
и недос-тойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти
что-то "глубокое, таинственное и непонятное". Однако, западный ум - чрезвычайно
практи-ческий ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность
изложения этой книги будет вполне признана.
ГЛАВА II. ДЫХАНИЕ РАДИ ЖИЗНИ
Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в
тер-минологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.
Дышать значить жить и без дыхания нет жизни. Не только высшие животные
зави-сят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны
дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь
сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.
Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких,
что-бы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и
жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается
и жизнь пре-кращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха
умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть
только серия дыха-ний.
Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие
его деятельности зависят от дыхания.
Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды,
|
|