|
Шри Ауробиндо
Мысли и Афоризмы
Шри Ауробиндо (1872-1950) относится к тем немногим личностям в истории
чело-вечества, к которым неприменимы эпитеты, обычно сопровождающие имена
выдаю-щихся людей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Шри Ауробиндо (1872-1950) относится к тем немногим личностям в истории
чело-вечества, к которым неприменимы эпитеты, обычно сопровождающие имена
выдаю-щихся людей. О нем можно сказать лишь одно: он был тот, кто пришел от
Бога, чтобы ускорить земную эволюцию, сдвинуть ее с мертвой точки и приблизить
духовное свершение земли; и был наделен Тем, кто его послал сюда, всем
необходимым, чтобы миссия эта стала успешной. После опубликования книги
Сатпрема "Шри Ауробиндо или путешествие сознания", а также серии небольших
работ и нескольких компиляций по йоге, имя Шри Ауробиндо становится известным у
нас в стране и особенно притяга-тельным для интересующихся индийской Ведантой,
для тех, кто обеспокоен судьбой эволюционного развития земли и человеческой
личности.
Наиболее последовательно его взгляды и мировоззрение изложены в основных
фун-даментальных произведениях: "Синтез йоги", "Божественная жизнь", "Очерки о
Гите" и др.
Книга "Мысли и афоризмы" может во многом способствовать углублению и
расши-рению представления об этой уникальной личности и необыкновенном Человеке.
Краткая форма изложения мысли имеет в Индии древнюю традицию. Вспомним
хо-тя бы о "Сутрах Патанджали", нашедших широкое распространение на Западе,
особен-но после знаменитых комментариев к ним Свами Вивекананда. Это канва, в
которую вплетаются нити последующих комментариев, с течением времени также
приобретаю-щих свою собственную традицию. В данном случае перед нами несколько
иной мате-риал, непосредственно обладающий высокой художественной и
познавательной ценно-стью, в своем полном объеме представляющий вполне
завершенную литературную форму. Кроме того, как мы уже говорили, творчество Шри
Ауробиндо не ограничива-ется этими сутрами. Все последующие труды, в известном
смысле, можно рассматри-вать в качестве обширнейшего и исчерпывающего
комментария к его афоризмам.
И действительно, они написаны в преддверии большого творческого периода
1913-1915 гг., в то время как основные его работы были изданы в журнале "Арья"
в 1914-1919 гг., и некоторые из этих афоризмов были впервые опубликованы там же.
Предпо-лагается, что в отдельную книгу эти афоризмы были собраны автором не
позднее 1919 г., однако так и не были опубликованы в течение жизни. Впервые они
вышли отдель-ным изданием в 1958 г., то есть спустя восемь лет после его ухода
из жизни. Вероятно, это тоже не случайно, поскольку часто они выражают очень
субъективную позицию автора и приоткрывают нам сугубо интимную сторону его
переживаний в период ду-ховного становления. В какой-то мере они, видимо, были
даже дневником его внутрен-ней жизни за этот период и поэтому представляют
огромный практический интерес, особенно для тех, кто изучает и следует его йоге.
В этом смысле они могут служить своеобразным руководством к его Йоге, но, с
другой стороны, позволяют оценить всю масштабность и многоплановость этой
личности, непосредственно и прямо войти в контекст его мироощущения.
В первоначальном своем виде манускрипт содержал девять разделов, каждый из
ко-торых, в свою очередь, представлял трехкратное чередование подразделов:
Джнана, Карма, Бхакти, Карма, Джнана, Бхакти, Карма, Бхакти, Джнана. Однако в
дальнейшем они были собраны в три отдельных раздела: Джнана, Карма, Бхакти.
Такая форма дос-таточно традиционна и соответствует трем основным дисциплинам
индийской класси-ческой йоги: Джнана - это знание, обращение к созидательной
силе ума в своем уст-ремлении к Истине; Карма - знаменует собой способность
совершать правильные действия, не рождающие дурных последствий, как для мира,
так и для личности, со-вершающей поступки; Бхакти - это благоговейнейшая любовь
к Богу, предполагаю-щая отречение от всех земных радостей и удовольствий в
пользу этой любви.
В индийской традиции существовали школы или течения, которые брали
какое-либо одно из этих направлений йоги и ставили его во главу угла своей
практики. В Бха-тават-Гите, являющейся одним из авторитетнейших источников в
этом вопросе, под-черкивается нерасторжимое единство всех этих трех принципов и
необходимость их сочетания для достижения духовной цели. Позиция Свами
Вивекананда по этому во-просу также очень близка к Гите.
Шри Ауробиндо в своей йоге расширяет и углубляет их толкование. В
истолкова-нии Джнани он возвращается к традиции древних Вед и Упанишад и
отвергает фор-мальное знание как самоцель духовного развития. Знание у него
приобретает смысл вторичного элемента, производного от сознания, а сознание, в
|
|