|
переговоров, но тот отправил обратно с посыльным краткий ответ: «Я независим и
не являюсь ничьим подданным. Если вы желаете встретиться со мной, вы можете
прибыть в йогашалу». Тогда министр издал указ о закрытии йогашалы в
трехмесячный срок, однако студенты не подчинились, а организовали демонстрацию
перед его домом. Поспешив выйти к ним, чтобы успокоить вспыхнувшие волнения,
Редди упал с лестницы и получил серьезные повреждения. Несмотря на конфликт,
узнав от различных людей об искушенности Шри Кришнамачарьи в области аюрведы,
он не замедлил послать за ним секретаря. Пораженный успешным исцелением,
министр хотел заплатить Шри Кришнамачарье пять тысяч рупий, но тот ответил: «Я
не работаю за плату и не нуждаюсь в деньгах. Отдайте их бедным студентам
йогашалы».
Мадрасский период итогов
Майсурская йогашала обрела широкую славу, и в 1937 г. Шри Кришнамачарья получил
приглашение выступить с обращением к студентам на открытии семестра в
мадрасском университете. Этот визит положил начало его длительной дружбе с
Аллади Кришнасвами Айером, T. Р. Венкатарамой Шастри, В. П. Рамешаном, М. K.
Намбияром и другими влиятельными государственными деятелями. Позднее его
вызывали в Мадрас (Ченнаи) лечить известного политика от сердечных приступов, а
после обретения Индией независимости и конфликта с новым правителем Майсура,
друзья пригласили Шри Кришнамачарью окончательно переехать в Мадрас. По их
настоянию, он сразу приступил к ведению вечерних классов йоги в колледже им.
Свами Вивекананды, куда приезжали учиться не только индийцы, но и европейцы,
которых постепенно становилось все больше. Одними из первых среди разыскавших
Шри Кришнамачарью были Герард Блиц, впоследствии распространивший его учение в
Европе, и Жан Клейн, учитель адвайты. Шри Кришнамачарья занимался с людьми
по-разному, в зависимости от их потребностей, возраста и здоровья.
Наконец, Т. К. В. Дешикачар, – сын и преемник Шри Кришнамачарьи, – основал в
1976 г. Кришнамачарья-йога-мандир, где и поныне осуществляется деятельность в
трех направлениях. Во-первых, мандир открыт для всех, кому нужна помощь в
решении психологических проблем или исцелении от болезней, и организация
получила признание Департамента здравоохранения. Во-вторых, проводятся занятия
по йоге для всех желающих – индийцев и иностранцев. Обучение йоге включает в
себя не только освоение асан, но и изучение всего духовного и культурного
наследия Индии: проходят занятия по декламации ведийских текстов и истолкованию
таких важных древних текстов, как упанишады, «Йога-сутры» и «Йога-рахасья».
Третья область деятельности – исследовательские проекты, затрагивающие
различные аспекты йоги, с целью сопоставить систему Шри Кришнамачарьи с другими
йогическими традициями. Например, проводились исследования по лечению болей в
спине и работе с умственно-неполноценными людьми; создан проект по разработке
методов преподавания учения Шри Кришнамачарьи.
Накануне столетия своего отца Дешикачар рассказывал в интервью о состоянии, в
котором находился Шри Кришнамачарья в столь преклонном возрасте. Во время
преподавания он всегда сидел с прямой спиной, не меняя положение тела в течение
полутора часов. Память его оставалась настолько безукоризненной, что он
безошибочно воспроизводил любую строку из «Йога-сутр» Патанджали. Продолжая
практиковать йогу, он выполнял стойку на голове и длительные задержки дыхания в
позе лотоса. При проведении индуистского ритуала шраддха в годовщину смерти
родителей он сидел неподвижно в течение трех часов, воздерживаясь от пищи с
самого вечера и не пропуская ни одной стадии сложной церемонии. Когда брахман
усаживался за стол, Шри Кришнамачарья распевал гимны с прежней интонацией,
сохраняя безупречную почтительность к брахману, и останавливался только после
завершения трапезы, символизировавшей насыщение предков. Шри Кришнамачарья
вдохновлял окружавших его людей до 1989 г., оставив преподавание всего за
полтора месяца до смерти, наступившей в возрасте ста одного года.
Учение: истоки «современной» йоги
Уникальность подхода к личности
|
|