|
сдал экзамены по шастрам и пурва-мимансе на степень видвана (знатока). Шри
Кришнамачарья вступал в дебаты о предметах, рассматриваемых в шастрах, с
профессорами колледжа и всеми приезжими пандитами. Он даже спорил с ними, но
именно таким образом ему удалось понять недостаточность своего образования. Шри
Кришнамачарья жаждал знаний настолько сильно, что обязательства перед
родителями и привязанность к близким померкли перед этим стремлением. Поскольку
его учителя не принимали некоторых из его взглядов, он решил узнать все о
ведийских даршанах (школах индийской мысли), особенно о системах тхаркам,
вьякаранам и санкхья. Однажды его отец толковал «Йога-сутры» Патанджали,
используя такие сложные термины, как паринаматрая, самьяма и анахата-джняна.
Шри Кришнамачарья начал выспрашивать их смысл, но отец посоветовал ему изучить
весь текст. Тогда у Шри Кришнамачарьи впервые зародилась надежда найти опытного
учителя йоги, хотя его традиционное образование еще не было завершено.
После сдачи выпускных экзаменов в Майсуре, Шри Кришнамачарья изучал религиозный
трактат «Веданта-калакшепа» и в течение двух лет служил в Паракала-матх, но
хотелось ему совсем иного. С каждым днем росла его жажда знаний, а вместе с ней
нарастала и неудовлетворенность сложившейся ситуацией. Ведь посещая лекции по
санкхье и мимансе, он мечтал поехать в лучшие университеты Индии и узнать все о
различных школах индийской философии. В начале ХХ века славился своими учеными
университет в Каши (Варанаси), и отец Шри Кришнамачарьи, видя его тягу к
знаниям, позволил ему покинуть дом. Так, в возрасте восемнадати лет Шри
Кришнамачарья отправился в Каши изучать санскрит, логику и грамматику. К нему
присоединились и коллеги по Майсурскому колледжу, но никто не остался для
прохождения полного курса. Только Шри Кришнамачарье посчастливилось быть
допущенным к обучению, ибо университетские знаменитости признали его выдающиеся
способности. Он изучал таркам у Вамадевы Бхаттачарьи и пробыл в Каши более
десяти лет, кроме того, он изучил даршаны и получил в университете Надия титул
ньяя-ратнам – «жемчужина понимания». Все эти годы он занимался только наукой, а
практиковал лишь повторение Гаятри-мантры.
Гималаи: основы практики
Знакомство с Махамахопадьей Ганганатхом Джхой, возглавлявшим университет в Каши,
стало поворотным моментом в жизни Шри Кришнамачарьи. Между ними возникла
крепкая дружба, а позже Джха попросил молодого ученого обучать его собственного
сына. Ганганат Джха был йогачарьей (учителем йоги). Когда Шри Кришнамачарья
обратился к нему за наставлениями, тот спросил его, действительно ли он намерен
серьезно изучать йогу. Шри Кришнамачарья по-прежнему жаждал преумножения
познаний, ведь еще отец советовал ему постичь «Йога-сутры». Тогда учитель
сказал: «Если вы действительно хотите овладеть йогой, вам следует совершить
путешествие в Тибет, где живет йогешвара Рамамохан Брахмачарья. На языке гургха
существует книга под названием “Йога-гурандам”, в которой содержатся
практические сведения об улучшении здоровья методами йоги. Если вы отправитесь
к Рамамохану, вам откроется подлинный смысл “Йога-сутр”». Едва Шри
Кришнамачарья услышал эти слова, в нем немедленно зародилось стремление достичь
цели. Он желал бы перемещаться со скоростью мысли, но был задержан
обстоятельствами.
В то время губернатором был лорд Ирвин, резиденция которого находилась в Симле.
Ганганатх Джха отправил ему письмо, рекомендуя своего молодого друга как
знатока шастр, обладающего прекрасными личными качествами. Он просил помощи
правителя в получении необходимых документов для путешествия в Тибет. Но, к
несчастью, тот был болен диабетом, и военный врач, – а им оказался сын одного
университетского преподавателя, – не мог его вылечить. Шри Кришнамачарья был
чрезвычайно удивлен, получив письмо с просьбой прибыть в Симлу. Целых полгода
он обучал губернатора йогическим методам, пока тот не почувствовал значительное
облегчение. Губернатор был счастлив сделать для Шри Кришнамачарьи все
необходимое, чтобы способствовать его выезду из Индии, пересечению Непала и
прибытию в Тибет. Вместе с ним послали трех помощников, для всех изготовили
кожаную одежду, хорошо защищающую от холода, а расходы на поездку были покрыты
британским правительством. Они шли два с половиной месяца, встречаясь с
отшельниками и останавливаясь на ночлег в их пещерах, пока не достигли, наконец,
жилища Рамамохана Брахмачарьи. Существует и другая версия развития событий:
будто Шри Кришнамачарья, движимый присущим ему состраданием, прервал свое
ученичество на полгода и специально покинул Гималаи с целью помочь губернатору
избавиться от недуга, но она кажется гораздо менее вероятной.
Итак, по преданию, в 1916 г. Шри Кришнамачарья отправился в Тибет и там, у
подножия горы Кайлас, неподалеку от озера Манасаровар, встретил своего гуру –
ученого йога Рамамохана Брахмачари. При встрече с гуру он простерся перед ним.
Было очевидно, что Ганганатх Джха известил его заранее о предстоящем визите:
учитель встретил его с любовью и добротой. Несмотря на имя Брахмачари, он жил
|
|