|
имеем в себе силу сделать себя тем, чем хотим быть. Если мы, каковы мы теперь,
являемся результатом наших прежних действий, то из этого, конечно, следует, что
наш будущий облик может быть создан нашими настоящими действиями; следовательно,
мы должны знать, как нам поступить в разных случаях жизни. Вы скажете: "Зачем
учиться работать? Каждый человек несет ту или другую работу в мире". Но ведь
бывает и напрасная трата сил. Относительно Карма-Йоги Бхагавадгита говорит, что
эта Йога учит умелому и правильному исполнению работы: уменьем работать можно
достигнуть больших результатов. Не забудьте, что всякий труд существует для
выявления сил. уже существующих в уме, для пробуждения души. Силы эти сокрыты в
каждом человеке, как сокрыто в нем и знание; различные виды труда подобны
ударам, выводящим эти силы наружу. заставляющим исполинов проснуться.
Человек работает, руководствуясь различными мотивами: без мотива не может быть
и работы. Некоторые люди жаждут славы, и они работают для славы. Одни хотят
иметь деньги, и они работают для денег. Другие жаждут власти, и они работают
для власти. Иные хотят попасть на небо: и они трудятся, чтобы достичь своего.
Иные хотят оставить после себя имя, как, например, в Китае, где человек
получает титул лишь после смерти, что, пожалуй, и правильно. Если кто-нибудь
совершит что-нибудь очень хорошее в Китае, то титул дается его умершему отцу
или деду. Иные люди и для этого трудятся. Некоторые последователи Магомета всю
жизнь работают для того, чтобы соорудить себе гробницу. В иных сектах, как
только ребенок родится, ему уже изготовляется могила, для членов этой секты это
самое важное дело в жизни, и чем красивее гробница, тем человек считается
богаче. Иные трудятся, имея в виду покаяние: они совершают всевозможные дурные
поступки, затем строят храм или дают деньги священниками, чтобы откупиться и
получить право попасть на небо. Они думают, что такого рода щедрость очистит их
и они избегнут наказания, несмотря на свою греховность. Таковы различные
побуждения к труду.
Но нужно работать ради работы. В каждой стране есть люди, являющиеся лучшей
частью человечества и работающие ради работы, не желая для себя ни громкого
имени, ни славы, ни даже небесного блаженства. Они работают только ради пользы,
приносимой их трудом. Иные благодетельствуют бедным и служат человечеству из
еще более высоких побуждений, потому что они верят в добро и любят добро. Жажда
известности и славы редко дает немедленные результаты: и то и другое приходит
обыкновенно в пожилые годы, когда мы покончили расчеты с жизнью. Если же
человек работает бескорыстно, разве он ничего не приобретает? Нет, он
приобретает высшее, что существует. Бескорыстие выгодно. Но у людей не хватает
терпения его осуществлять. Любовь, правда и бескорыстие являются не только
нравственными прописями и риторическими украшениями речи; они составляют
высочайший идеал, заключая в себе могучее проявление силы. Прежде всего,
человек, способный работать пять дней или даже пять минут без всякой корыстной
цели, не думая о будущем, о небе, о наказании или о чем бы то ни было в этом
роде, благодаря этой работе получает возможность вырасти в мощного
нравственного исполина. Трудно это сделать, но в глубине сердца мы понимаем все
значение подобной работы и пользу, приносимую ею. Огромное самообладание,
требуемое бескорыстной работой, есть большее проявление силы, чем всякое иное.
Экипаж, запряженный четверкой, может безудержно катиться с горы, но кучер может
и удержать лошадей. А что составляет большее проявление силы - удержать лошадей
или дать им волю? Снаряд летит в воздухе на большое пространство и падает.
Другой снаряд ударяется по пути о стену, и толчок порождает сильную теплоту.
Всякая устремленная наружу сила, следующая за корыстным побуждением, тут же и
исчерпывается; она не вызовет возврата к вам силы; будучи же сдержана, она даст
в результате развитие силы. Это самообладание выковывает сильную волю, мощный
характер, который даст в свое время Христа или Будду. Неразумные люди не знают
этой тайны, тем не менее они стремятся властвовать над человечеством. Впрочем,
даже глупец может приобрести владычество над всем миром, если он сумеет
трудиться и ждать. Пусть он выждет несколько лет и избавится от неразумной
жажды власти: и, когда эта мысль совершенно исчезнет из его ума, он станет
силой в мире. Большинство из нас не может видеть далее нескольких лет, подобно
тому, как многие животные не могут видеть далее нескольких шагов. Мир наш -
узкий круг. Мы не имеем терпения заглянуть за его пределы и, таким образом,
становимся безнравственными и дурными. Это слабость, наше бессилие.
Однако не следует презирать и низшие виды работы. Пусть человек, не видящий
пред собой лучшего, работает с эгоистической целью, ради приобретения
известности и славы, но каждый из нас должен всегда стремиться к высшим и
высшим побуждениям и стремиться понять их. "Мы имеем право работать, но не
имеем права на плоды работы". Оставьте плоды. Зачем думать о результатах? Если
вы помогаете человеку, не думайте об отношении этого человека к вам. Если вы
хотите сделать великое или хорошее дело, не думайте о результатах его для вас
самих.
В связи с этим идеалом работы возникает один трудный вопрос. Интенсивная
деятельность необходима. Мы должны всегда работать. Мы не можем и минуты
прожить без труда. Как же быть с отдыхом? Перед нами одна сторона жизненной
борьбы - работа, увлекающая нас в своем водовороте. Но тут же стоит и другое -
тихое, безвестное самоотвержение: все кругом мирно, нет шума и внешней
деятельности - лишь природа с ее животными, и цветами, и горами. Но ни та, ни
другая картина не совершенны. Человек, привыкший к уединению, будет уничтожен
водоворотом жизни, придя в соприкосновение с ним, подобно тому, как рыба,
живущая в глубоких водах, погибает, лишенная того давления воды, под которым
создалось ее тело. Может ли, с другой стороны, человек, привыкший к шуму и
суете жизни, чувствовать себя хорошо в тихом месте? Он страдает и может
|
|