|
называемые самадхи или сатори (в традиции Дзэн), дают некоторое представление
об этом последующем состоянии, подбодряют идущего по пути развития к конечной
цели и готовят ум к тому, что грядет. Такие процессы начинаются с потери
самоосознания, погружения в объекты, ощущений единения, слияния со световыми
или энергетическими явлениями, связи с изначальными энергиями посредством
голосов и видений, которые передают сообщения с других планов существования в
человеческое сознание, а также других измененных состояний сознания. Эти
процессы – ступеньки к конечному пробуждению или отречению. Они являются
проблесками переживаний Себя, расширяющих сознание, дающих человеку возможность
принять постепенно по частям концепцию отпускания личностного отождествления,
зовущих его к воссоединению с первичным состоянием бытия, сознания и блаженства.
Чем больше у человека возникает этих "маленьких" самадхи, тем больше его
чувство принятия жизни и смерти такими, какие они есть, и тем слабее
привязанность к эго-целям. Именно эти проблески проникновения в природу
эго-смерти и обширности универсального сознания вызывают изменения личности (и
беспокойство) у многих людей, занимающихся медитацией или использующих
наркотические вещества. Человек не может оставаться по-прежнему привязанным к
эго-целям после того, как он ухватил хотя бы мельчайшую долю истины. Психика
начинает себя переделывать! Но чтобы завершить путешествие по пути духовного
развития, необходимо сопротивляться желанию считать полученные процессы
достижением или просветлением и отказываться от каждого явления ради другого,
не цепляясь за него и не привязываясь ни к какому шагу на пути развития.
Повсеместно люди, пробудившие Кундалини, обладают таким сознаванием и
говорят о возникновении время от времени таких состояний. Многие чувствуют, что
их все больше и больше влечет желание познать объединяющее сознание. Это может
быть совершенно непохоже на выбор или решение ума. Скорее какая-то часть
человека неодолимо тянет его к медитации или к процессу, целью которого
является освобождение от эго-отождествлений и погружение в сознавание Себя.
Возможно, но не обязательно, пробудить Кундалини и только тогда испытать
самадхи; и возможно испытывать некоторые виды самадхи, например ощущение
слияния с объектом созерцания или чувство мощного стремления к единению,
возникающее при наблюдении красивого заката, и без пробуждения Кундалини. Но те,
у кого возникают сильные и повторяющиеся состояния самадхи высших уровней при
прилежных занятиях духовными практиками, несомненно, пробудили эту энергию,
даже если они не демонстрируют никаких других физических или эмоциональных
проявлений, обычных при процессе пробуждения Кундалини.
Священные книги веданты и йоги указывают, что в древние времена обычным
путем достижения духовного сознания были самадхи глубокого уровня, и только
начиная с Кали Юги (века железа, или материализма) пришлось применять
физические методы пробуждения и ощущения этой энергии (такие, как хатха-йога,
тантрические методики и пранаяма). Они были созданы, чтобы помочь расам людей с
более плотской направленностью пробудить тела при подготовке к духовному
сознаванию. В этом веке людям тяжелее избавиться от физических, эмоциональных и
интеллектуальных привязанностей и отождествлений.
Люди, проходящие через процесс пробуждения Кундалини, могут его
направлять и развивать путем понимания и стремления к самадхи и открытия
Кундалини как духовному наставнику, отдавая ей должное внимание и уважение. Без
этого они могут и не почувствовать блаженство и экстаз, потенциально присущие
процессу пробуждения. Если они могут назвать себя ищущими духовности, если
оценивают движение энергии как пробуждение Я и постоянно занимаются методиками
духовного развития, то со временем процесс пробуждения неизбежно станет более
плавным и естественным. Кришнамурти в последние годы жизни писал об
экстатическом состоянии, которое его не покидало: "Я полон чего-то потрясающего.
Я не могу передать словами, что это за бурлящая радость, живая тишина,
интенсивное сознавание, словно живое пламя". [60] Это следствие самадхи.
Комментарии к "симптомам"
Несомненно, существует широкий диапазон "симптомов" и явлений, связанных
с пробуждением Кундалини, и, к счастью, проходить через все из них
необязательно. Но иногда трудно определить процесс пробуждения Кундалини,
потому что многие из этих "симптомов" не являются характерными исключительно
для этого процесса. Многие люди демонстрировали улучшение психических,
интеллектуальных или творческих способностей и без процесса духовного
пробуждения, и еще больше показывали любой или все физические и ментальные
симптомы, такие, как волны жара, дрожь, нарушения в режиме питания и
возникновение световых явлений или видений. Такие состояния могут возникнуть у
любого человека из-за стресса, психической или физической болезни, как реакция
на медитацию или вследствие других ситуаций, возникающих в обыденной жизни;
поэтому их трудно соотнести именно с пробуждением Кундалини.
Однако когда многие из упомянутых явлений возникают одновременно у
человека, ранее не демонстрировавшего признаков серьезного психического
заболевания или физического нарушения, когда эти явления усугубляются
значительными движениями энергии, подобными описанным в традиции йоги
определениям пробуждения Кундалини, и когда эти явления можно отнести к
категориям, указанным выше, есть большая доля вероятности того, что происходит
именно процесс пробуждения Кундалини, особенно если существуют случаи самадхи
или расширения духовного сознавания. Так как эту энергию нельзя пока
механически измерить и она в основном неизвестна западной науке, ей нельзя дать
научное определение и характеристику. Но пока не будет проведено больше
изучений вероятных субъектов процесса пробуждения Кундалини, на Западе не будет
|
|