|
который либо пошел с искажениями, либо с ним неправильно обращались. Бентов
утверждает, что от 25% до 30 % всех диагностированных шизофреников могут быть
жертвами подобных недоразумений. [10] Психиатры Джон Перри и Р.Д.Лейнг
проделали замечательную работу по проведению людей с симптомами психических
заболеваний через трансформирующий процесс духовного исцеления, что ставит под
сомнение взаимосвязь этих расстройств пробуждением Кундалини. Отличное
исследование их методов можно найти в антологии "Духовная авария" (Гроф и Гроф,
1989).
Я не верю, что пробуждение Кундалини вызывает психоз или что, наоборот,
духовные компоненты психотических переживаний служат доказательством того, что
Кундалини пробудилась. Но возможно, что оба явления происходят одновременно
благодаря слабым границам эго и легкости вхождения в необычные состояния
сознания, которая часто наблюдается при психическом заболевании. Также возможно,
что беспорядочное возмущение энергетических полей, имеющее место при психозе,
может вызвать физиологические симптомы, схожие с теми, которые возникают при
движении пробужденной Кундалини. И разделяю мнение Бентова и других, отмечавших,
что пробуждение Кундалини нередко принимается за нечто иное, что ведет к
неправильному лечению и может увеличивать вероятность психического срыва или
приводить к изнуряющему пациента продолжительному ослаблению его эго. Первое в
своем роде исследование, призванное разграничить два упомянутых выше
переживания, провел офтальмолог и психиатр Ли Санелла; это исследование
опубликовано сегодня под названием "Переживание Кундалини" (1988). [11]
Иногда люди боятся, что они психически больны, когда начинают
проявляться крийи, незнакомые внутренние ощущения, из-за того, что у них
появляются видения или они издают странные звуки. Если у них нет познаний,
которые помогли бы им понять эти состояния, и если им поставлен неправильный
диагноз или они подвергаются лечению психотропными препаратами, у них могут
развиться серьезные психические расстройства, так как они считают себя
психически больными, а сознание их при этом на самом деле спутано под действием
лекарств. Важно понимать, что духовные упражнения и прозрения оказывают на
человека мощное психологическое воздействие и способны вызывать кризис,
именуемый в трансперсональной психотерапии "духовной аварией", то есть
непредвиденной задержкой на пути духовного роста. Мать, которая тесно
сотрудничала со Шри Ауробиндо и в течение многих лет возглавляла его
организацию, писала о психологическом влиянии практики йоги следующее:
Йога в своем процессе очищения обнажит и поднимет наверх все ваши тайные
импульсы и желания. И вы должны научиться не прятать ничего и не откладывать в
сторону, вам придется встречаться со всем лицом к лицу, побеждать и формировать
заново. Первый эффект йоги заключается в том, что она снимает ментальный
контроль, и все желания, которые дремали в человеке, внезапно освобождаются,
бросаются вперед и захватывают его существо. И этот переходный период, в ходе
которого ваша искренность и смирение будут подвергаться испытанию, будет
длиться до тех пор, пока ментальный контроль не будет замещен божественным.
[12]
Ауробиндо также писал о психологическом влиянии духовной жизни.
В обычной жизни люди воспринимают витальные движения вроде гнева,
желания, жадности, секса и т.п. как нечто естественное, дозволенное и законное,
как часть человеческой природы... духовная же жизнь требует власти над всем
этим... вот почему борьба ощущается острее – упорная борьба между духовным умом
и витальными движениями, которые сопротивляются и цепляются за старые привычки..
. что до садханы (духовной практики), которая пробуждает подобные вещи, то
многие из них мы просто не сознаем, так как витал прячет их от ума и
бессознательно потакает им... в йоге же скрытый мотив извлекается на
поверхность, рассматривается и уничтожается. Кроме того, могут прорываться
некоторые вещи, подавленные в нашей натуре, находя свое выражение в форме
нервных реакций или расстройств ума, витала или тела – этот факт раздувается
психоанализом, – в ходе садханы надо сознавать их и избавляться от них. Их
нужно не осуществлять, а только выпускать на поверхность сознания. [13]
Ауробиндо считал, что к безумию приводит не стремление к божественному
единению, но то, как люди с определенной предрасположенностью реагируют на
определенные энергии. Он говорил, что в своей жизни был свидетелем только трех
случаев, когда занятия йогой привели человека к краху. Он указал, что эти люди
страдали сексуальными отклонениями, повышенной амбициозностью и манией величия,
а также имели неуравновешенную и слабую нервную систему, подрываемую
следованием неконтролируемым импульсам вместо применения сильной воли, чтобы
сдерживать их. Он утверждал, что там, где присутствуют проблемы с эмоциональным
состоянием, причину нужно искать в наследственной предрасположенности,
предродовых или родовых обстоятельствах или недостаточной уравновешенности
нервной системы. Взволнованность или сильный стресс при медитации не вызвали бы
нервных проблем без этих предрасполагающих факторов. [14]
Вопросы, касающиеся предварительной психической устойчивости у тех, кто
решил заниматься духовными практиками, более часто возникают на Западе, чем на
Востоке, где должные приготовления и моральное отношение считаются необходимыми
условиями для занятий йогой. Несколько западных психотерапевтов обращают
внимание на различие тех, кто занимается медитациями, в этих культурах. Энглер
приводит несколько случаев изучения западных и восточных учеников, практикующих
випассана-медитацию, которые показывают, что процесс духовного развития у
жителей Запада проходит сравнительно медленнее. Он объясняет это тем, что
западные ученики задерживаются на психодинамическом уровне практики, а также
тем, что на них влияет усиление работы воображения, мечтания, различные
|
|