|
по-томков по имени Пандит Хари Кишор Бхаттачарья, из Кайтали, и он до сих пор
хорошо со-хранился. Он был приобретен для изучения Пандитом Сатис Чандра
Сиддханта-бхусана из Исследовательского общества Варендры. Есть мнение, что
Ягадананда Шарма переписал Пурану в году Шака, 1448. Когда Ягадананда получил
свое посвящение от Брахмананды он принял имя Пурнананда и переселился в
Камарупу, (Ассам). Он считал, что именно здесь, в Васишташраме, расположенном в
семи милях от города Гаухати, он получил свои Сиддхи, духовные совершенства.
Пурнананда никогда больше не возвращался домой, вел жизнь Па-рамахамсы и
написал несколько тантрических трактатов, из которых известны
"Шри-Таттва-Синтамани" (написано в году Шака 1499-1577 г. н. э.),
"Шиамарахасья", "Шактакрама", "Тат-твананда-тарангини" и "Йога-сара".
Известны его комментарии к гимну "Каликакаракута". "Шат-чакра Нирупана" -
это не самостоятельный текст, а часть из 6 Патала "Шри Таттва Синматани".
Согласно генеалогической таблице, предоставленной одним из его потомков,
Пурнанан-да, этот тантрический Ачарья и Вирачара Садхака удален от своих
нынешних потомков на 10 поколений. Эта книга была готова уже пять лет назад
(1913), но сложность темы и трудно-сти, связанные с войной, задержали ее
публикацию. Я надеялся включить в эту книгу неко-торые оригинальные рисунки и
снимки, находящиеся в моей собственности, но обстоятель-ства не позволяют
сделагь это, и я решил, что лучше опубликовать книгу так, как она есть, чем
задержать ее еще на долгое время.
Артур Авалон,
Ранчи, 20 сентября, 1918 г.
1. ВВЕДЕНИЕ
Два санскритских текста, перевод которых я недавно осуществил,
-"Шат-Чакра Ниру-пана" (Описание шести Чакр) и "Падука Панчака" ("Пятиричное
подножие Гуру") говорят об особой форме тантрической Йоги, Кундалини-йоге, или
"Бхута-шуддхи", как ее называют некоторые.
Эти названия относятся к Кундалини-шакти, той высшей энергии в
человеческом теле, подъемом которой достигается результат йоги, и, как
следствие - очищение элементов (Бхута) тела. Эта Йога представляет собой
процесс, называемый "Шат-Чакра-Бхеда" - про-низывание шести Чакр с помощью
Кундалини-Шакти, которую я, с целью назвать ее как-то по-английски, называю
здесь "Serpent Power" - "Змеиная сила". [Одно из имен этой Богини - Бхуджанги,
что значит "змея".]
"Кундала" значит "свернутая кольцом". Эта сила - богиня (Дэви) Кундалини,
то есть та, которая свернута кольцом в форме свернувшейся спящей змеи в самой
нижней Чакре чело-веческого тела до тех пор, пока не начинается процесс той
Йоги, которая названа в честь этой силы "Кундалини-йога". Кундалини - это Шабда
Брахман, божественная космическая энергия в телах. Саптабхуми, или семь миров
(Лока) - как известно, эзотерическое изложе-ние сокровенного тантрического
учения о семи центрах. [7 миров: Бхух, Бхувах, Свар, Тапах, Махах, Джанах,
Сатья. См. мою работу "Волна блаженства" (комментарии к шлоке 35). Лока - это
то, что проявлено и может быть достигнуто, следовательно, плоды Кармы в форме
ин-дивидуального перерождения. См. Satyananda. Comment on Isha-Upanishada.
Mantra 2, p. 258. Согласно Упанишадам и Пуранам есть шесть Чакр и верхний
мозговой центр Сахасрара.]
Йога называется тантрической по двум причинам. О Чакрах есть упоминание в
Йога-Упанишаде и в Пуранах. Трактаты по Хатха-йоге тоже пишут об этом.
Сходные упоминания есть не только в различных индийских системах, но в
учениях, ко-торые, вероятно, были заимствованы из индийской традиции. Так,
например, в тексте "Риза-ла-и-Хаг-Нума" есть описание трех центров: "Мать
мозга", или иначе "Сферическое сердце", "Кедр Сердца" и "Лилия Сердца".
["Круг Истины", автором которого был принц Мухаммед Дар Шикох, старший сын
им-ператора Шах-и-Джехана умерший в 1659 году. Его учение было объявлено тайной
доктри-ной "божьего посланника". См.: Alam-i-Nasut. Ed. by Rai Bahadur Srisha
Chandra Vasu. Глава 1 - физический план, или то, что индусы называют состоянием
Джаггат.]
Подобные упоминания можно найти и в других суфийских текстах. Есть
сведения, что суфийские братства (такие как Нагшабади) заимствовали у индийских
йогинов метод Кунда-лини, как средство реализации. Я уже упоминал, что найдены
некоторые соответствия между индийскими учениями и "Попол-Вух", священной
книгой американских индейцев майя. Мой информатор рассказывал мне, что то, что
они называли "воздушной трубкой" - это Сушум-на, а "двойной воздушной трубкой"
- это Ида и Пингала. "Хуракан" или "молния" - это Кундалини, а центры
изображены как символические животные. У меня есть информация, что подобные
идеи можно найти в тайных учениях и некоторых других групп. У нас есть
фактическое основание полагать, что такая практика была широко распространена.
Однако эта форма Йоги в особенности ассоциируется обычно с Тантрами или Агамами,
потому что в этих текстах ей уделено большое внимание. Самое полное и
детальное описание, методиче-ское и практическое, можно найти в текстах по
Хатхайоге и в Тантрах, которые являются ру-ководствами не только по индуистским
ритуалам, но и по оккультизму.
Кроме того то, что эта Йога имеет дело с низшими центрами, тоже характерно
для тан-тризма. последователи которого являлись хранителями практического
знания. Поэтому глав-ные направления их книг могут найти практическое
|
|