|
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
(учебное пособие)
Раздел I. Становление и предмет конфликтологии
Глава 1. Становление конфликтологии
Конфликтология — относительно молодая наука. В завершенном виде она
появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые
попытки их осмысления относятся к глубокой древности.
Проблема соотношения
противоречия, борьбы
и конфликта в трудах
мыслителей древнего
Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он
существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон
противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов.
Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что
конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.
1.1. Формирование конфликтологических идей
Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и
согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний
китайский философ Лао-цзы (579—499 до н. э.), — главное состоит в том, чтобы
соблюдать спокойствие.»1 По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и
Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга,
образуют гармонию Единого.
1 Древнекитайская философия. В 2 т.— М.: Наука, 1972. Т. 1.— С 124.
Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого
философа Гераклита Эфесского (535—475 до н. э.), который видел источники
конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его
противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и
вражды в мире есть место и для гармонии, согласия:
Война — отец всех вещей, а мир — их мать... Все сущее сложено в гармонию
через противообращенность... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то
множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.
Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных
древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко
понята и сущность конфликта, его универсальный характер.
Противоречие — центральная категория диалектики — современного
философского учения о всеобщих категориях и законах развития природы, общества
и человеческого мышления. Согласно этому учению противоречие связано с
многообразием элементов единого целого. Противоречие и есть отношение особого
рода между этими элементами целого, возникающее при появлении всякой
рассогласованности, несоответствия в структуре целого. И поскольку абсолютно
устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку
противоречие носит универсальный характер, как и конфликт» который в данной
связи может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия, как
проявление одного из его состояний или свойств. Именно потому, что противоречие
носит универсальный характер, мир находится в постоянном движении и развитии.
Таким образом, категория противоречия связана с изучением источника
всякого движения, изменения и развития, который современная диалектика видит в
сущности самих предметов. С универсальностью противоречия связан и всеобщий
характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия.
Категория борьбы дополняет понятие противоречия, конкретизируя характер
взаимоотношений его противоположных сторон. Борьба — одно из основных понятий
диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы
противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается
целостность процесса.
1Фрагменты ранних греческих философов. Ч 1.- М.: Наука. 1989.- С
200—201.
Однако среди как древних, так и современных философов нет полного единства
в понимании роли противоречий, борьбы и конфликтов. Уже некоторые из древних
философов высказывали утопические надежны на возможность создания общества, где
будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий философ Эпикур
(341—270 до н.э.) считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в
конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И несмотря на то,
что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного
рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.
Истолкование природы
Конфликта в эпоху
Средневековья
Bо времeнa Средневековья, когда утвердилась христианская религия,
основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться
прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем, столкновения
продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими
единоверцами. По этому поводу Эразм Роттердамский (1469—1536) замечал:
«Наибольшим абсурдом является то, что Христос присутствует в обоих лагерях
|
|