|
разумении относительно возможных последствий для человека, избравшего путь
духовного возрождения (оккультизма). Несомненно, что с развитием духовных сил
человек приобретает власть как над своей собственной природой, так и над
окружающей его темной стихией, которая для него перестает быть темной в силу
расширившегося знания и духовного ведения. Человек, вступивший в свет, где
кончается его ограниченность, остается свободным: он может употребить
расширившийся предел своих способностей и сил для себя, для служения своему
эгоизму: это - путь налево, к разъединению и злу. Но если он эти же силы
направит на бескорыстное служение миру, это- путь направо, к единству, к
гармонии, с мировым законом, к добру.
"Свет на Пути" обращается к ученикам, избравшим правый путь, и только к ним
одним.
Самые первые строки книги остаются непонятными, если не осветить их тем высоким
духовным миропониманием, которым проникнута вся речь Учителя:
"Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам".
"Прежде чем ухо услышит, оно должно утратить свою чувствительность".
"Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей, он должен утратить
способность наносить боль".
"Прежде чем душа может предстать пред Учителем, стопы ее должны быть омыты
кровью сердца".
Возьмем первое положение:
"Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам".
Что это значит? Слезы, эта "влага жизни", вызываются кажущимися диссонансами
жизни: боль, страдание, несправедливость, одиночество, разочарование, внезапные
радостные эмоции, все эти потрясения нашей нервной системы и нашего сознания
вызывают слезы.
Очи - поистине те окна, через которые непросветленное сознание смотрит на
темные стихии мировой жизни и нашей собственной природы.
Темнота - самое верное определение того отражения, которое мировая жизнь
оставляет на очах нашей души. Отсюда - слезы. Но наступают времена, когда
сознание расширяется, в темных стихиях забрезжится свет; он растет, темнота
исчезает и, при занявшемся свете, сознание начинает различать выступающий из
темноты истинный смысл явлений: тот могучий поток жизни, который стремит все
живое к Единству, к Благу, к великой Цели. Этот поток есть сама жизнь, т. е.
движение, стремление, бесчисленные вибрации жизни, взаимное соприкосновение
разнородных сил и бесконечного разнообразия форм, которое вызывает и радость и
страдания, все признаки и степени развивающегося сознания. Но физическая
объективная жизнь - не более как арена опыта, внешний покров того потока,
который дробит, размывает, дифференцирует "жизнь-сознание", пока не вынесет его
к конечной цели: к Самосознанию и Единству.
Так смотрит мудрец на жизнь. И глядя так, он научается отделять свое истинное Я
от стремительного потока жизни; он начинает смотреть на свое личное
существование как на орудие глубоко важных переживаний и научается отделять
свое Я от этого орудия, приучает себя смотреть со стороны на все страдания,
радости и испытания как свои, так и окружающей жизни. Потрясения, обиды и
страдания перестают мучить его. Окна его души светлы и чисты. Очи, неомрачаемые
слезами, прозревают для явлений высших, потусторонних миров.
Но это состояние - не то настроение безучастия и сухости, которое соединяется в
нашем представлении с образом мудреца.
Вспомним, что самые высокие подвижники христианства, которые поистине умели
вместить в сердце свое страдания мира, были непоколебимы, смотрели с светлым
упованием на "пути Божии", и в душе их, несмотря на все ее чуткое сочувствие
скорбям, сохранялась тишина.
Второе положение: "Прежде чем ухо услышит, оно должно потерять свою
чувствительность".
Что это значит?
Как очи можно сравнить с окнами человеческой души, так же верно сравнение уха с
той дверью, через которую мятежный шум временной жизни врывается во внутреннюю
крепость человеческой души, достигая до его истинного Я.
Его истинное Я - по миропониманию восточной философии - та вечная сущность,
ради развития которой до полноты самосознания и создан весь объективный мир.
Несмолкаемый шум жизненного потока, его кажущийся разлад, стоны страдания и
крики радости, врываясь в открытые двери души, смущают дух человека, нарушают
тишину, которая необходима для высшего разумения. Суметь закрыть двери души так,
чтобы дух не смущался шумом жизни, суметь различить во всех этих разрозненных
и мучительных звуках общую благую гармонию - вот внутренний смысл второго
правила. Не только обиды, резкие слова и несправедливости, обращенные лично к
ученику, должны сделаться нечувствительными для его слуха, но и весь кажущийся
разлад земной жизни не должен нарушать его равновесия. Он должен понять шум
потока и уметь разбирать в нем не отдельные крики и стоны, а общий смысл
великого слова Жизни.
И тогда в тишине, которую ученик должен приобрести, усвоив первое правило,
начнет раздаваться тихий голос: сперва очень тихий, очень неуловимый, настолько
неуловимый, что вначале он кажется дуновением мечты. Если ученик сумеет
разобрать этот голос и начнет понимать его речь, тогда он вступил на путь, его
высшее Я пробуждено.
Эти две ступени пути - скорее отрицательные, т. е. они заставляют ученика
выступить из существующего уровня человеческой жизни; две следующие ступени-
активные шаги в иные, потусторонние условия существования.
"Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей, он должен утратить
способность наносить боль".
Когда ученик усвоит первые два правила, когда он буд
|
|