|
льный мозг не реагирует. Вслед за распространением этой идеи,
школа Ломброзо сделала и еще шаг вперед, провозглашая, что в этом и кроется
объяснение всякого религиозного переживания. Всегда существовали видения,
мистики и ясновидящие, каждая религия полна свидетельств о необыкновенных
событиях и о вещах, невидимых здоровому, уравновешенного мозгу. Человек,
имеющий видения, это - человек с больным мозгом, он невропат, он болен, хотя бы
это был мудрец или святой. Весь опыт святых и мудрецов, все их свидетельства о
явлениях невидимых миров суть только мечтания ненормального ума, работающего
через больной и переутомленный мозг.
Религиозные люди, пораженные таким утверждением, не знали, что и возразить
на него. Ошеломленные тем, Что им казалось кощунством, что определяло весь их
религиозный опыт как невропатию, а святых, как жертв расстроенной нервной
системы, страдающих от непонятной нервной болезни, - они не знали, что и
сказать. Эта мысль, казалось, вырвала с корнем все надежды человечества,
сносила все свидетельства о реальности невидимых миров одним ударом.
Есть один ответ на это смелое утверждение, и я упомяну о нем в самых общих
чертах прежде, чем объясню условия, при которых он может быть дан.
Предположим, что все это совершенно верно; что величайшие гении
человечества в области религии, литературы и искусства были нервно больные, с
больным мозгом. Что же из этого? Когда мы судим о пользе, приносимой человеком
на земле, мы судим не по состоянию его мозга, а по его влиянию на сердце, умы и
действия других людей. Если бы каждый гений был двойником сумасшедшего, если бы
каждый святой был человеком с больным мозгом, если бы каждое видение
божественного порядка, видения мистиков и святых происходили от соприкосновения
больного мозга с чем-то неизвестным, - что же из этого?
Лишь ценность всего, что эти люди дали нам, вот истинная мера, которою мы
можем мерить их.
Если вся жизнь человека совершенно меняется, когда он вступает в общение с
святым, разве эта перемена станет для нас ясней, если мы скажем, что мозг
святого ненормален? Если так, то болезнь святого лучше, чем здоровье среднего
человека; переутомленный мозг гения в тысячу раз драгоценнее для человечества,
чем нормальный мозг заурядного человека. Я спрашиваю, что эти люди дали нам, и
убеждаюсь, что каждая высочайшая истина, которая двигает человечество вперед,
которая утешает нас в печали, поднимает нас выше страха смерти и дает нам
сознание бессмертия, - исходит от таких нервно больных. Какое мне дело до
ярлыка, которым определяешься качество их мозга в вашей физиологии? Я
поклоняюсь тем, кто дал человечеству вдохновения, которыми жива его душа. Вот
мой первый ответ. Второй возникает сам собою из рассмотрения утверждений школы
Ломброзо. Я готова допустить, что поскольку дело идет о чисто физиологических
условиях, Ломброзо до некоторой степени прав; это и вполне естественно.
Нормальный мозг человека есть результат эволюции прошлого и он приспособлен к
тому, чтобы иметь дело с обыденными вещами мира сего, с куплей и продажей, с
обманом и плутовством, с эксплуатацией неимущего, с унижением слабого.
Нормальный мозг человека должен иметь дело с жизненной свалкой, с грубостью и
борьбой. Высшее сознание не может проявляться через мозг, вскормленный нечистой
пищей, подчиненный страстям, служащий эгоизму и жестокости. Возможно ли ожидать
от этого мозга какой-нибудь чуткости к духовным импульсам высшего сознания, или
к тонким вибрациям высших миров? Он есть продукт прошлой эволюции и принадлежит
прошлому.
Но что же сказать о мозге другого типа, способном отзываться на более
тонкие вибрации? Это тот мозг, который сосредоточивает в себе все надежды
будущего. Он говорит нам об эволюции грядущего, а не о прошедшем. Те, кто идут
впереди человеческой эволюции, обладают более чуткой и развитой природой и
благодаря этому, грубые вибрации низшего мира расстраивают их легче, чем людей,
приспособившихся к ним. Самый тот факт, что мозг уже в состоянии воспринять
более тонкие вибрации, делает его менее способным переносить грубые вибрации
низшего мира.
Теперь нам следует рассмотреть два рода совершенно различных условий.
Во-первых, высоко развитой мозг с нормальной чуткостью, способный воспринимать
тонкие Вибрации и находящийся в состоянии неустойчивого равновесия; это мозг
гения духовного, артистического, литературного. Во-вторых, нормальный мозг,
ставший под давлением глубоких волнений ненормально чутким и напряженным и
более или менее бездействующим, это
- мозг обыкновенного религиозного мистика и ясновидца.
Первый будет нормален и здоров, но плохо приспособлен к требованиям низшей
жизни и небрежен относительно обычных житейских дел; его легко можно потрясти
резкими вибрациями, поэтому он бывает часто нетерпелив и раздражителен.
Неустойчивое равновесие его сложного нервного механизма может быть нарушено
гораздо легче, чем равновесие прочного, установившегося механизма менее
развитого мозга. В позднейшей эволюции мозг гения получит устойчивость и
эластичность, теперь же он редко обладает этими свойствами.
Второй, мозг мистика, неспособный в нормальном состоянии воспринимать
высокие вибрации, может достигнуть необходимой для этого чуткости благодаря
напряжению, которое, с другой стороны, вредит его механизму и может проявиться
как нервное расстройство. Сильное волнение, могучее желание достигнуть Высшей
Жизни, продолжительные пост и молитва, вообще все, что чрезмерно напрягает
нервы, делает мозг способным воспринимать вибрации из высших миров. Тогда
появляются сидения и другие "ненормальные" явления. Сверхфизическое сознание
находит на время орудие достаточно чуткое, чтобы воспринимать его импульсы и
отзываться на них. Больной мозг не создает видений - последние принадлежат
сверхфизическом
|
|