|
ует понимать значение слова "закон" и тогда, когда нам
приходится иметь дело с высшей жизнью, подчиняющейся закону также, как и жизнь
низшая.
Тогда нами овладеет чувство полной безопасности, спокойной силы,
неограниченных возможностей. Мы не в мире произвола и прихоти, где сегодня
может случиться одно, завтра другое. Наши желания не изменят закона, наши вечно
меняющиеся эмоции не затронут Вечной Воли. Познав это, мы можем работать с
полной уверенностью в успехе, потому что опираемся на неизменную Истину,
которая есть Закон Вселенной.
Но для того, чтобы работать спокойно и безопасно в мире Закона, нужно
знание. Покуда мы не знаем законов, они могут бросать нас с места на место,
могут разрушать наши планы, уничтожать наши труды, разбивать наши надежды,
уподоблять нас праху. Но эти же самые законы, поступающие с нами таким образом,
пока мы не знаем их, делаются нашими слугами, помощниками, двигателями в высь,
когда наше неведение заменяется знанием.
Я не раз приводила глубокие слова одного английского ученого, - слова,
которые должно бы выгравировать золотыми буквами: "Природа побеждается
послушанием".
Когда мы познаем Закон, повинуемся ему, работаем с ним за одно, тогда он
поднимает нас с непреодолимой силой и доносит до той цели, к которой мы
стремимся. Закон, являющийся опасным, пока мы его не знаем, становится
спасительным, когда мы познает и поймем его. Посмотрите, как часто физическая
природа указывает на этот знаменательный факт. Вы видите молнию, сверкающую из
грозного неба; она падает, ударяет в дом или башню, и они рассыпаются в
развалины, уничтоженные неудержимой вспышкой огня. Это - страшно и таинственно.
Как мог слабый человек не бояться небесного огня! И однако же человек научился
обуздывать этот огонь и заставил его служить себе; он подчинил его силою знания.
И вот, та же сила несет его поручения через моря и земли, соединяет отца и
сына, разделенных тысячью миль, живою связью общения и любви. Та же
разрушительная молния стала электрическим током, который несет надежду и
утешение встревоженному человеку и передает ему приветы любви и
доброжелательства. И всегда, когда мы научаемся работать в согласии с природой,
мы побеждаем ее, и ее силы делаются неизбежно нашими слугами. И это относится
ко всем силам, вверху и внизу, к каждой точке Вселенной, видимой и невидимой.
Теперь перейдем к самому вопросу, к вопросу расширенного сознания. Я хочу
рассмотреть это состояние сознания с двух точек зрения: во-первых, с обычной
точки зрения Востока, где умеют изучать сознание изнутри, считая сознание,
проявляющееся посредством мозга, самым низшим и самым ограниченным проявлением
более широкого сознания. Во-вторых, с точки зрения Запада, методы которого
совершенно иные, но где, тем не менее, даже люди с чисто позитивистическим
мышлением, начинают признавать, что существует сознание, работающее помимо
физического тела и охватывающее более широкие области, чем то сознание, которое
проявляется через мозг и нервную систему. Им это сознание кажется удивительным
и непонятным. О нем спорят, над его проявлениями делают опыты; представители
науки стремятся свести его к какому-нибудь явлению, уже известному им.
И все их исследования приводят путем научных экспериментов в сфере
физической к тем же результатам, которые были получены на Востоке, благодаря
упражнениям йоги (йогой называется сознательное достижение способности
соединятся с своим Высшим Сознанием или Высшим Я) и благодаря постепенному
развитию Высшего Сознания.
Восточная психология, исходя из признания высшего я и зная, что оно
проявляется в различных оболочках, делает путем дедукции выводы о его
проявлениях и в физической среде. Западная психология, исходя, наоборот, из
мира физического, изучая сначала оболочку, а потом уже заключенное в ней
сознание, постепенно поднимается все выше, и выше, пока не доходит до пределов
обычных, физических условий. Вызвав посредством искусственных методов то
состояние сознания, которое издавна было известно на Востоке, западная наука
начинает медленно и ощупью вырабатывать теории для объяснения непонятных ей
явлений.
Такой длинный путь кажется несколько странным и малообещающим, но в конце
он все же приведет к результату, тождественному с тем, который был получен
много веков назад духовным зрением Ясновидящих.
Сегодня мы не будет останавливаться над чем, что называется бодрствующим
состоянием сознания: из обыденной жизни мы хорошо знакомы с деятельностью ума и
с эмоциями. Исследуя эти явления, Запад начал с изучения мозга и нервной
системы. Было время, лет двадцать пять тому назад, когда с психологией совсем
не считались, если она не была основана на знании физиологии. Признавалось
необходимым начинать с изучения тела и нервной системы и с законов
деятельностей физической оболочки, а также с изучения условий, при которых эти
деятельности совершаются. Предполагалось, что этим путем возможно понять
сущность работы мысли и умственной деятельности, и таким образом, на знании
физиологии основать рациональную, научную психологию. Хотя я и не думаю, чтобы
в настоящее время эту мысль стали защищать передовые ученые Запада, но все же,
идя и по этому пути, ученые пришли к очень важным результатам, что происходит
каждый раз, когда люди добросовестно исследуют природу.
Прежде всего они заметили, что существуют другие состояния сознания, кроме
бодрствующего. Тогда начали изучать сон и деятельность сознания в то время,
когда тело спит. Было собрано и записано множество фактов, но исследования
ученых оказались неудовлетворительными, потому что трудно было исключить
условия, которые совершенно не входили в их расчет: так, иногда сновидение
происходило от
|
|