|
я; он должен создать себе орудия, необходимые для обретения сознания в
иных сферах, и затем постепенно очистить их так, чтобы они не являлись для него
препятствием, а превратились бы в чистые, прозрачные проводники познания на
всех планах. Употребленное слово "преемник" может ввести в заблуждение; это —
обычное затруднение со всеми выражениями, употребляемыми для душевных явлений.
С одной стороны, оно помогает выяснению мысли, с другой, затемняет ее. Этот
процесс индивидуализации не создает сосуда и не заполняет его сразу, придавая
ему определенные очертания; он скорее аналогичен с образованием солнечной
системы. Напрягая свое воображение, можно себе представить то далекое время,
когда не было ничего, кроме пространства, и в пространстве ничего не было
видно; в этом пространстве, которое кажется пустотою, но которое в сущности
полно невидимой для глаза полнотой, является легкий туман, слишком тонкий,
чтобы быть названным туманом, но представляющий собой начало сгущения;
понемногу туман сгущается и сгущается, уплотняясь и постепенно отделяясь от
окружающего пространства, из легкой тени он превращается мало-помалу в более
определенный образ, туманность сгущается и образует систему с планетами и
центральным солнцем. Так и дух совершает индивидуализацию: сперва он, подобно
тени, является в мировой пустоте, которая полнее всякой полноты, затем делается
туманом, образует все более и более определенные формы и с течением эволюции
рождает индивида, душу, там, где вначале была лишь легкая тень.
Таков картинный процесс образования индивидуального сознания, так образуется
душа в течение эволюции. Она не есть нечто уже готовое, что погружается в океан
материи; она медленно, медленно создается или сгущается до того момента, пока
делается индивидом, начинающим расти и непрестанно развивающимся с течением
эволюции. Эта душа пребывает из жизни в жизнь через неисчислимые века. В
сознании этого растущего индивида сохраняется сознание всего того, что лежит за
ним в прошлом. Душа есть сущность, которая в некоторых сынах человеческих
вырастает до необычайного могущества. Все, что пережито и накоплено в прошлом,
хранится в этом расширенном сознании, которое как бы втянуло в себя все свои
жизни и опознало все свое прошлое. При каждом новом рождении, когда собирается
новый опыт, эта извечно растущая душа облекает часть себя в новые оболочки,
чтобы собрать новый опыт; и эта часть, которая спускается на низшие планы,
чтобы скопить новое знание для роста души, и есть ум человека: это — та часть
души, которая работает посредством мозга, ограниченная и скованная мозгом. Под
этим игом плоти сознание, не будучи в состоянии проникать через грубый покров
материи, затуманивается. Таким образом, ум есть только борющаяся часть души,
работающая для роста всей души.
По мере того, как она работает, душа развивается и являет могущество. Душа
облечена в оковы материи, и та ее часть, которая может проявиться через мозг,
есть ум человека; иногда эта часть бывает велика, иногда мала, смотря по тому,
какой ступени достигла эволюция. В Преддверии человек понимает, что ум есть
только условное проявление души. Он понимает, что точно так же, как тело и
"природа желания" должны быть подчинены уму, этой пленной части души, точно так
же и ум должен подчиниться той великой Сущности, которую он только слабо
представляет собою в данный момент. Он — только орудие, только орган души,
проявляющейся ради известной работы. То, что он соберет, он должен вернуть
самой душе.
Каково же будет отношение к этим вопросам нашего ученика?
Ум ученика, приходя в соприкосновение с внешним миром, собирает факты,
группирует их, делает выводы и строит на этом материале все свои
интеллектуальные процессы. Результат этой деятельности переходит вверх или,
лучше сказать, внутрь самой души; это то, что душа берет с собой в дэвачан и
там, переработав, преображает в мудрость. Мудрость совсем не то, что ученость.
Ученость — это совокупность фактов, это суждения и выводы, основанные на них, а
мудрость есть квинтэссенция всего, что душа вынесла из этих опытов. В дэвачане
душа и претворяет опыт в мудрость.
Наш ученик понимает, что душа, которая пережила все прошлые жизни и постепенно
построила себя, и есть его настоящее "я". Он начинает понимать разницу между
вечно пребывающим "я" и умом, который есть только преходящее проявление этого
"я". Ум есть проявление души в мире материи, где он исполняет работу, заданную
ему душой. Когда ученик в первый раз взывает к Учителю и, вступив в Преддверие,
восклицает: "Учитель! Что мне делать, чтобы достигнуть мудрости? Премудрый! Как
обрести мне совершенство?" — с уст Учителя слетают странные на первый взгляд
слова: "Разыскивай пути. Но будь чист сердцем, прежде чем тронешься в
странствие. Ранее, чем сделаешь первый шаг, научись различать истинное от
ложного, преходящее от вечного".
Затем Учитель объясняет разницу между ученостью и мудростью; Он выясняет, что
такое неведение, что такое знание и что такое следующая за ними мудрость. Он
определяет ум как "зеркало, покрывающееся пылью в то время, как оно отражает",
и потому ум нуждается в "дуновении мудрости", чтобы "смести пыль наших иллюзий".
Над этими словами ученик задумывается, в чем разница между реальным и
преходящим и в каком оно соотношении с проявлением ума? В чем разница между
отражающим зеркалом и душой, которая сметает пыль с зеркала, чтобы освободить
нас от иллюзий? Какую роль играет этот ум, казавшийся такой могучей функцией в
человеке, что принимался до сих пор за самого человека? В чем же функция ума,
если уж с первого шага на Пути человек должен отличать иллюзию от реального, а
ум как будто поддерживает иллюзию?
Ученик вспоминает другое выражение, также слетевшее с уст Учителя Мудрости.
"Повелитель чувств, — было сказано, — царь низшей природы не друг ученика". Он
вспоминает, что ему было велено искать этого Повелителя чувств (раджа), чтобы
его понять, ибо он Творец мысли, он пробуждает иллюзию. Ученику было сказано:
"Ум есть великий убийца реального. Ученик должен
|
|