|
аться, не будучи в нём? У каждого вида своё место и своя
работа, у ракшасов, как и и у дэв, у асур — как и у сур. Позвольте мне привести
маленький любопытный пример, который достаточно иллюстративен. Допустим, у вас
имеется бревно на оси, подобное той горе, которой пахтали океан, и у него есть
два конца, которые мы назовём положительным и отрицательным. И вам нужно
привести его в движение. Вы толкаете положительный конец, скажем, в направлении
реки (текущей с одной стороны зала в Адьяре, где читалась лекция). В каком
направлении передвинется отрицательный конец? В противоположном. И лица
вращающих его обращены в противоположные стороны. Один смотрит на реку, а
другой повёрнут к ней спиной и смотрит в противоположном направлении. Тем не
менее бревно вращается в одном направлении, хотя они толкают в разных. Они
работают, двигаясь по тому же кругу, и поскольку бревно толкают с двух сторон,
оно движется быстрее. Вот картина нашей вселенной. Положительную силу вы
называете дэвой или сурой, и кажется, что лицо его обращено к Богу.
Отрицательную силу вы называете ракшасом или асурой, и кажется, что его лицо
отвернулось от Бога. Но нет — Бог везде, в каждой точке круга, по которому они
идут; и проходя по этому кругу, они исполняют его волю, и не иначе, и в конце
концов найдут в нём отдых и мир.
Потому и сам Шри Кришна может воплотиться в форме ракшаса, и будучи в ней, он
будет действовать как ракшас, а не как дэва, выполняя эту часть божественной
работы с тем же совершенством, как и другую, которую люди, обладающие
ограниченным видением, называют благой. Великую истину трудно схватить. И мне
скоро придётся вернуться к этому, когда я буду говорить о Раване, одном из
самых могущественных из ракшасов, а возможно, и величайшем из них — тогда мы
проследим, если сможем, эту глубокую истину в действии. Но если у вас возникли
колебания, можно ли принять это, то вспомните, что это не мои слова, а Господа,
который говорил о своём воплощении; для вашего наставления он оставил запись о
том, что воплощался в форме ракшаса и действовал, как эти существа.
Оставив это на время, я должна, прежде чем говорить о потребности в аватарах,
разобрать ещё один момент. Когда проявились великие центральные божества, из
них исходят семь божеств, которых можно назвать божествами второго порядка. В
теософии о них говорят как о планетарных логосах, чтобы отличать их от великого
солнечного логоса — центральной жизни. Каждый из них имеет отношение к одной из
семи священных планет и цепи миров, с этой планетой связанных. Наш мир — одно
из звеньев такой цепи, и мы с вами проходим по ней в последовательных
воплощениях великие этапы жизни. Наш нынешний мир лежит на середине пути по
одной из таких цепей, а всей эволюцией в этой цепи миров заведует один из
логосов второго порядка. Он демонстрирует три аспекта, три отражения великих
логосов, находящихся в центре системы. Возможно, вы читали о семилепестковом
лотосе, саптапарнападме; так вот, если посмотреть высшим зрением, открытым
взглядом видящего, то эта могущественная группа творящих и управляющих существ
выглядит, подобно лотосу с семью лепестками, а Великие образуют сердце этого
лотоса. Это как если бы вы могли увидеть цветок лотоса, простёртый в
пространстве, концами семи лепестков которого служат могущественные Разумы,
заведующие эволюцией цепей миров. Так что лотос — это не просто символ, а
высокая реальность, которую можно увидеть в том удивительном мире, из которого
этот символ был позаимствован мудрецами. А поскольку риши древности видели
открытым глазом знания, они и взяли в качестве символа космоса лотос, увиденный
ими в пространстве, каждый из семи лепестков которого — могущественный дэва,
возглавляющий одну из линий эволюции. Мы в первую очередь связаны с нашим
собственным планетным дэвой, а через него — с великими дэвами солнечной системы.
Упомянула же я всё это, чтобы объяснить одно слово, которое озадачивало многих.
Махавишну, то есть великий Вишну — почему именно этот эпитет? Что это означает,
когда используется такое выражение? Означает это великого солнечного логоса,
Вишну в сути своей природы. Ведь есть и отражение его великолепия, силы и любви,
находящееся в более непосредственной связи с нами и нашим миром. Это его
представитель, подобный вице-королю, представляющему короля. И некоторые из
аватар, исходящих от Махавишну, приходят, как мы увидим, через этот самый
планетарный логос, занятый нашей эволюцией и эволюцией нашего мира. Но
пурнааватара, о котором я говорила вчера, исходит непосредственно от Махавишну,
и между ним и миром, которому он приходит на помощь, нет никакого посредника. В
этом ещё одно различие между пурнааватарой и более ограниченными аватарами, о
котором я не могла вчера упомянуть, так как эти слова были бы тогда непонятны.
Завтра, когда мы займёмся Матсьей, Курмой и другими подобными аватарами,
связанными с эволюцией некоторых видов жизни, то выясним, что они исходят от
Махавишну не прямо, а через медитацию его могучего представителя в нашей
собственной цепи, того удивительного Разума, который передаёт его любовь и
исполняет его волю, являясь каналом его всепроникающей и всё поддерживающей
силы. Когда же мы перейдём к изучению Шри Кришны, мы обнаружим, что здесь
посредника не было. Это он сам, Высший. И в то время как в других случаях его
присутствие распознаётся через какое-то посредство, последнее отсутствует в
случае явления этого великого Господа Жизни.
Но оставив это на завтра, давайте попытаемся ответить на следующий вопрос —
«как возникает потребность в аватарах?» Ведь в умах многих совершенно
естественным образом возникает затруднение. Эту трудность, с которой
сталкиваются многие вдумчивые люди, можно сформулировать следующим образом:
«Конечно же, весь план мира находится в уме логоса с самого начала, и мы не
можем полагать, что он работает подобно человеку, не вполне понимая, к чему же
он собственно стремится. Он должен быть архитектором так же, как и строителем,
намечать план так же, как и его выполнять. Он не похож на каменщика, кладущего
стену там, где ему скажут, и не знающего об архитектуре всего
|
|