|
анет для вас верной; и вы будете глубоко, почти фатально, заблуждаться, если
позволите голосу авторитета навязывать себя там, где у вас нет отклика. Каждая
истина становится верной для вас лишь по мере того, как вы её разглядываете и
она озаряет ваш ум; и как бы она ни была верна, она не будет для вас истиной,
если ваше сердце не откроется для её принятия, подобно цветку, открывающемуся
лучам утреннего солнца.
Потому, во-первых, рассмотрим то утверждение, которое примут последователи
всякой религии. Время от времени, по мере того, как возникает в них нужда,
имеют место особого рода божественные проявления; и выделяются они из
вселенского проявления Бога в своём космосе. Ведь никогда не следует забывать,
что и в самом низшем создании, ползающем по земле, Ишвара присутствует так же,
как и в высшем из дэв. Но есть и особые проявления, выделяющиеся из этого
общего самооткровения в космосе, они-то и вызываются для особых нужд. В
индуизме есть в ходу два особых слова, отмечающих некоторое различие в природе
проявления; одно слово — «аватара», а другое — «авеша». Нам нужно лишь
нанемного остановиться на значении этих важных для нас слов, поскольку их
буквальное значение указывает на фундаментальную разницу между этими двумя
понятиями. В слове «аватара», как вам известно, корень — «три», то есть
проходить, а с добавлением к нему приставкой «ара» слово передаёт идею о
нисхождении — это тот, кто спускается. Таково буквальное его значение. Корень
другого слова — «виш», то есть проникающий, пропитывающий, и оно передаёт идею
о чём-то насыщенном или проникнутом. Так что в одном случае передаётся мысль о
нисхождении свыше — от Ишвары к человеку или животному, а в другом — скорее о
существе, которое уже есть, и в том виде, в каком существовало, подверглось
влиянию божественной силы, прониклось ею и получило озарение. Таким образом,
это нечто вроде промежуточной стадии, если можно так выразиться, между
божественными проявлениями в аватаре и в космосе — частичное божественное
проявление в том, кто проникнут влиянием Высшего или другого существа,
завладевающего этой индивидуальностью, или «я».
Какие же обстоятельства ведут к таким вот великим проявлениям? Никто не может
говорить об этом с большим правом, чем тот, кто сам явился в качестве аватары
перед самым началом нашей эпохи — Божественный Господь Шри Кришна. Обратимся же
к этой замечательной поэме, Бхагавад-гите. В четвёртой адхьяе, шлоках 7 и 8 он
говорит нам о том, что же приводит его к рождению в своём мире в проявленной
форме Высшего.
«Когда дхарма (праведность, закон) ослабевает, когда адхарма (неправедность и
беззаконие) усиливается, тогда прихожу я сам — для защиты добра и уничтожения
зла, для утверждения дхармы я рождаюсь из века в век».
Вот что говорит он нам о пришествии аватары. Это нужды его мира призывают его к
самопроявлению своей божественной силой, а из других его высказываний нам
известно, что в дополнение к тому, что связано с нуждами людей, существуют и
определённые космические необходимости, вызывавшие особые проявления в ранние
эпохи мировой истории. Когда великому колесу эволюции должен быть придан
импульс для нового оборота, когда приходит какая-либо новая форма, новый тип
жизни, тогда Высшее также открывает себя, воплощаясь в том типе жизни, которому
оно даёт начало в своём космосе, таким образом поворачивая то вечное колесо,
которое ему, как Ишваре, следует вращать. Таковы, если говорить очень обобщённо,
смысл этого слова и цель пришествия.
Теперь же нам весьма уместно будет обратиться к более специальному вопросу —
«что такое аватара». И здесь от вас потребуется не только пристальное внимание
— я должна попросить вас терпеливо рассмотреть те моменты, которые могут
оказаться для вас и не вполне знакомыми. Ведь как я уже сказала, это оккультный
взгляд на истину, которую я собираюсь частично открыть, и ещё не изучавшие её
должны тщательно её обдумать, прежде чем отвергнуть, и основательно рассмотреть,
прежде чем отрицать. Мы посмотрим, насколько же смогут авторитеты в данной
области помочь нам понять это, и насколько недостаток знаний приводит к
неверным представлениям при чтении их трудов. Вы помните, что покойный пандит
Субба Роу в своих лекциях о Бхагавад-гите изложил определённые взгляды на
аватар, а именно, что это нисхождения Ишвары, или как он сказал, пользуясь
теософической терминологией, логоса, что является просто греческим
наименованием Ишвары, так вот, что это нисхождение Ишвары, который соединяется
с какой-либо человеческой душой. При всём уважении к глубоким знаниям этого
пандита, я не могу не сказать, что определение это лишь частичное. Возможно, он
тогда и не собирался рассматривать случай за случаем, и не располагал
достаточным временем, чтобы охватить всего в нескольких лекциях такой обширный
предмет, и потому выбрал лишь одну форму, так сказать, самооткровения, не
коснувшись других, для изучения которых сейчас у нас времени достаточно. Так
что позвольте мне начать сначала и привести мнения авторитетов, которые могут
вам облегчить принятие излагаемых взглядов; позвольте мне без всяких попыток
скрыть или уклониться, сказать, что же такое в действительности аватара. В
основе своей — он результат эволюции. В давно прошедших кальпах, в иных мирах,
нет, вселенных, предшествовавших нашей, те, кому предстояло стать аватарами,
медленно, шаг за шагом, взбирались по огромной лестнице эволюции. От минерала к
растению, от растения к животному, от животного к человеку, от человека к
дживанмукте, всё выше и выше по могущественной иерархии, простирающейся ещё
дальше тех, кто освободился от оков человечества, поднимались они, пока наконец
не только отбрасывали ограничения отдельного я, но и вступали в самого Ишвару.
Расширяясь во всеобщее сознание Господа, становясь едиными в знании так же, как
они всегда были едины в сущности с той вечной Жизнью, из которой первоначально
произошли, они, живя в ней, становились центрами без окружности, живыми
центрами, едиными с Высшим. За каждым из них простирается бесконечная цепь, в
которой
|
|