|
К.Г.Юнг
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТИПОВ
лекция, прочитанная на Конгрессе швейцарских психиатров, Цюрих 1928 г.
Характер — это сложившаяся устойчивая индивидуальная форма человеческого бытия.
Поскольку эта форма воплощает в себе как физическую, так и психическую природу,
то общая характерология представляет собой учение о признаках как физического,
так и психического свойства. Необъяснимое единство живого существа является
причиной того, что физический признак есть не просто физический, а психический
— не есть просто психический. Неразрывность и целостность природы ничего не
ведает о тех несовместимостях и различиях, которые вынужден устанавливать
человеческий разум, чтобы суметь проложить дорогу к пониманию.
Различение тела и разума — это искусственная дихотомия, дискриминация, которая,
несомненно, в большой степени основывается на своеобразии познающего интеллекта,
чем на природе вещей. В действительности же взаимное проникновение телесных и
психических признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем
сделать далеко идущие выводы о качествах психического, но и по психической
специфике мы можем судить о соответствующих телесных формах. Последнее, конечно,
потребует от нас несравненно больших усилий, но, пожалуй, не из-за того, что
психика оказывает меньшее влияние на тело, чем тело на психику, а потому, что
если начинать с психического, то нам, придется делать вывод по неизвестному об
известном, тогда как в противном случае у нас есть преимущество: ведь здесь мы
можем отталкиваться от известного, т. е. от видимого нами тела. Вопреки
психологической теории, которая якобы у нас сегодня существует, психическое все
же намного бесконечнее и темнее, чем видимая поверхность тела. Психическое
по-прежнему является чужой, неизведанной страной, из которой к нам поступают
лишь косвенные известия, передаваемые через подверженные всевозможным иллюзиям
функции сознания.
Следовательно, более безопасным представляется путь от внешнего к внутреннему,
от известного к неизвестному, от тела к психике. Поэтому все попытки создания
характерологии начинались снаружи. К ним относятся такие методы предков, как,
например, астрология, которая даже обращалась к звездам, чтобы постичь те линии
судьбы, начала которых лежат в человеческом сердце, а также хиромантия,
френология Галля и физиогномика Лафатера, Недавние попытки подобного рода
представлены графологией, физиологической типологией Кречмера и
кляксографическим методом Роршаха. Как видно, путей от внешнего к внутреннему,
от телесного к психическому вполне достаточно. Такое направление от внешнего к
внутреннему должно быть путем исследования до тех пор, пока не будут с
достаточной надежностью установлены определенные элементарные психические
состояния. Но как только это произойдет, путь может стать обратным. Тогда мы
сможем поставить вопрос: каково телесное выражение конкретного психического
состояния? К сожалению, мы еще не настолько продвинулись в данной области,
чтобы быть в состоянии вообще затрагивать этот вопрос, потому что основное
условие, а именно удовлетворительная констатация психического состояния, еще
далеко не выполнено. Более того; мы лишь начали упражняться в расстановке
психического инвентаря, да и то не всегда успешно.
Простая констатация того, что определенные люди выглядят так-то и так-то,
совсем ничего не будет значить, если она не позволит нам сделать вывод о
соответствующем содержании. Мы только тогда будем удовлетворены, когда узнаем,
какой вид психического соответствует определенным физическим качествам. Тело
без психики нам ни о чем не говорит, так же как — позволим себе встать на точку
зрения психического — душа ничего не может значить без тела. Если мы теперь
собираемся по какому-нибудь физическому признаку судить о соответствующем ему
психическом качестве, то мы делаем это, как уже было сказано, по известному о
неизвестном.
Я, к сожалению, вынужден подчеркивать эту мысль, поскольку психология является
самой молодой из всех наук и поэтому находится во власти предрассудков. Тот
факт, что психология, в сущности, была открыта лишь недавно, является
непосредственным доказательством того, что нам потребовалось слишком много
времени для отрыва психического от субъекта и тем самым выделения его в
качестве предмета объективного познания. Психология как естественная наука —
это фактически приобретение самого последнего времени, поскольку до сих пор она
была таким же фантастическим продуктом произвола, как и средневековая
естественная наука. Считалось, что психологией можно распоряжаться. И этот
предрассудок ощутимо следует за нами. Психическая жизнь — это нечто самое
непосредственное, а поэтому вроде бы и самое знакомое, даже более, чем
знакомое: она зевает нам в лицо, она раздражает нас банальностью своей
нескончаемой повседневности, мы даже страдаем от этого и делаем все возможное,
чтобы о ней не думать. Из-за того, что психическое представляет собой самое
непосредственное явление, из-за того, что мы сами являемся психическим, мы вряд
ли можем предположить что-либо иное, чем то, что мы знакомы с ним глубоко,
основательно и долго. Поэтому каждый не только имеет свое мнение о психологии,
но и убежден, что он, само собой разумеется, лучше всех в ней разбирается.
Психиатры, которым приходится сражаться с родственниками и опекунами своих
пациентов, понятливость которых (родственников и опекунов) уже стала притчей во
языцех, были, пожалуй, первыми людьми, которые в качестве профессиональной
группы столкнулись с бытующим в массе слепым предрассудком, что в
психологических вопросах каждый понимает больше любого другого, что, впрочем,
не мешает и самому психиатру разделять это мнение. Причем доходит до того, что
он вынужден признать: "В этом городе вообще только два нормальных человека.
Профессор В. — второй".
|
|