|
перестает быть противоречием. Более того, это ключ к пониманию того, в чем
смысл подобной близости.
Одна наша подруга ENTJ как-то сказала: «У меня есть еще одна ENTJ, живущая вне
меня на потолке. Эта другая «я» наблюдает за всеми моими действиями, включая
секс. Она всегда со мной, она делает замечания и обменивается со мной мнениями,
чтобы я могла постоянно совершенствоваться во всем, что делаю». В результате,
даже во время секса эта «потолочная» ENTJ наблюдает, будучи готовой
«встретиться» и немедленно проанализировать ее поведение. Для нее, как и для
всех Интуитивистов-Мыслительных (NT), все, что стоит делать, стоит и
совершенствовать — это относится даже к самым интимным моментам жизни. Любой
сексуальный опыт должен измеряться и сверяться с некоторым набором объективных
критериев, дабы постоянно совершенствоваться.
Принцип Мыслительного (Т) при взаимодействии с любой стороной жизни — и
особенно, ( сексуальной — сохранять концептуальную перспективу: ее значимость в
жизни каждой личности Овладение такой перспективой позволяет людям этого типа
наслаждаться жизнью и находить что то интересное в каждом отдельном опыте. Это
дает выражение определенных эмоций, нужных в тот или иной момент. Благодаря
постоянному анализу появляется возможность все полнее выражать эмоции. Если
однажды Мыслительный (Т) испытывает радость, то «радость» действительно следует
внести в список эмоций, требующих рассмотрения.
Но все это может происходить лишь тогда, когда человек остается отстраненным и
рациональным. Чем больше контролируешь себя, тем полнее и значительнее
впечатление. А по мере увеличения знания, то же происходит и с физическим актом,
лежащим в основе этого знания. По крайней мере, близкие отношения, включая и
секс — это вопрос умственного контроля за происходящим. Кто же посмеет оспорить
такое благородное стремление к самоусовершенствованию?
Чувствующие (F), однако, могли бы немало возразить на сей счет. Прочитав
вышеизложенное — особенно абзац, где речь идет о «самоконтроле» в интимные
моменты, любой уважающий себя Чувствующий (F) почувствует, что шокирован и
изумлен. В конце концов, разве близость — это не забвение себя в другом? Как
сей глубоко эмоциональный опыт можно воспринимать как «дисциплину и контроль»?
Нет сомнений в том, что для Чувствующего (F) близость — вопрос сердечный. Такие
слова как «безусловный» и «бесконечный» — заставляют его открывать рот от
изумления. Интимные отношения для него — не просто опыт, в котором не может
быть и речи о «дисциплине»; он убежден, что даже пытаться понять эти отношения
— уже значит упустить самую их суть. Это то, что нужно чувствовать, и вы все
понимаете, когда чувствуете. Не надо только пытаться разбирать, анализировать
или совершенствовать их. Для Чувствующего (F) близость, сублимированная в
сексуальном общении, — высшая форма самоотречения. Близость — это отказ от себя
ради момента и постижение друг друга в единстве, которое как раз составляет
сущность названного момента. Такие моменты нельзя воспринимать объективно,
добавлять к подобным событиям условия — значит навеки все разрушить. (Даже
говорить об этом как о «событии», а не о переживании, — уже риск преуменьшить
его значение.)
Попытка определить, что значит быть «близким» с кем-либо, резко разделяет
Мыслительных (Т) и Чувствующих (F). Для последних близость может включать
доверие, отдачу, прощение, желание, помощь и обмен. Это означает двигаться к
новым высотам — или глубинам — и открывать себя в другом. Это гармония гармоний,
симфония сердца, тела, духа и разума, сыгранная крещендо, когда двое
становятся одним. Это не поддается анализу, противится исследованию, гаснет под
изучающим взором. И все это теряет смысл, если не ценить в нем того, что есть.
Близость, единение, прикосновение и совместность — необходимые и неразрывные
движущие силы, дающие начало интимной близости. Если она истинна, искренна и не
связана условиями — она всегда будет важна, ее невозможно — и не нужно —
совершенствовать. Для Чувствующего (F) выйти за пределы этого единения —
подвергать его анализу, не говоря уж о попытках возможного усовершенствования—
ужасная перспектива. Подобный порыв приводит к разрыву, превращается в повод
для сомнений, обид, недоверия и, возможно, ощущения покинутости.
Противоречие налицо. Мыслительный (Т) не способен приписать все эти качества и
переживания никакому межличностному событию. Возможно, если дать ему или ей
время подумать и проанализировать это, кое-какие из упомянутых субъективных
черт и удастся выявить. Но ни в коем случае все они не заслуживают такого
доверия, не говоря уж о подобном накале. В худшем случае, неспособность
Мыслительных (Т) «соответствовать» накалу страстей Чувствующих (F) может
разлучить их, когда Мыслительный (Т) обнаружит, что тут не хватит никакого
совершенствования и анализа.
Так пропасть расширяется: Чувствующий (F) начинает ощущать, как рушится
близость; Мыслительный (Т) начинает думать о том, что не так, пытаясь
обнаружить, чего именно не хватает и насколько это безнадежно.
Типоведение позволяет и тем и другим найти для себя место. Мыслительным (Т)
важно понять, что они внесли свой вклад в не связанный условиями экстаз
Чувствующего (F), и оставить все как есть;
Мыслительный (Т) не обязательно должен стремиться не отставать от партнера.
Опыт уже дал ему достаточно материала для размышлений. А Чувствующему (F)
следует отдавать себе отчет в том, что он дал Мыслительному (Т) пищу для
анализа, что рассуждения его партнера ничего не портят, и что от Чувствующего
(F) не требуется участия в этом анализе. Если обе стороны способны хоть немного
пойти друг другу навстречу в понимании взаимных потребностей и наклонностей, их
союз приобретет гораздо большие шансы на успех, невзирая на серьезные различия.
|
|