|
-------------------------------------
Если человек ищет психические дополнения, значит его дополняет не каж-
дый физически приятный партнер, а лишь индивидуум с определенными психичес-
кими качествами. Эти качества и нужно установить. В какой-то мере правы ут-
верждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. НО наши ис-
следования показали, что не каждую противоположность можно назвать дополне-
нием. Есть противоположности, дающие постоянную напряженную конфликтность
или погашение активности другого. А есть и дополняющие противоположности,
ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ ле-
жит за каждой из типологий, которыми пользуются психиатры, начиная от
П.Б.Ганушкина, Э.Кречмера,К.Г.Юнга, А.Кемпинского, кончая А.Е.Личко,К.Леон-
гардом. З а к а ж д о й! Просто есть совместимые типы людей и несовмести-
мые. И каждый, кто знает хоть одну из этих типологий, может для себя это
проверить. В общем - как и при всех открытиях - ответ настолько прост, что
уму непостижимо, почему до сих пор до этого никто не додумался ни у нас, ни
за границей.
Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных ти-
пов людей является типология К.Г.Юнга. Этому способствует подход автора к
психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие типоло-
гии имеют описательный характер. Мы с нее и начнем. Что касается других ти-
пологий, то для желающих приводим сравнительную таблицу /рис.3/, по которой
видно как те же типы людей называются у других авторов. Может возникнуть
вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости чело-
века человеком. Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые
по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в позна-
ние качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодей-
ствием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, доста-
точно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - одно-
типны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором от-
клонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным
поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопа-
тии. Хотя, например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные ак-
центуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем
добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к раз-
ным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.
3. ПРЕИМУЩЕСТВА ТИПОЛОГИИ К.Г.ЮНГА.
-------------------------------
Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход. Кро-
ме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому
пользуются не такими неприятными названиями как другие /рис.3/. За его наз-
ваниями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека,
называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способнос-
ти человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы
эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.
К сожалению названия К.Г.Юнга нам тоже не совсем подходят. Поэтому то,
что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он на-
зывал эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия идеальны
и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны,
чем юнговские. Например, когда К.Г.Юнг противопоставляет мыслительные типы
эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут
эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые
об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы
про этих последних говорим: "у этих людей преобладает этическое мышление",
это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы сказали "у этих людей
преобладает эмоциональное мышление". У людей с "этическим" мышлением -
склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности- неэтич-
ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте-
ресует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной сторо-
ны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь на наибо-
лее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия нем-
ного изменили. Поэтому вместо юнговских:
мышление, эмоции, сенсорика, интуиция
появились:
логика, этика, сенсорика, интуиция.
Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам
Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека опре-
деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например, говорим "логичес-
кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот,
ч
|
|