|
типов личности с эмпирическим их описанием.
И тем не менее кардинальный переворот в этой области был совершен не психологом
(как этого следовало бы ожидать), а математиком (точнее, не столько психологом,
сколько математиком) - дотоле никому не известным литовским
ученътАушройАугустиновичуте. Ей единственной удалось расшифровать типологию
Юнга, разработать конструктивную психологическую модель, послужившую "ключом" к
его типологии; создать свою типологию и свою новую, расширенную и
усовершенствованную модель структуры человеческой психики ("Модель "А ").
"Модель "А" убедительно доказывает наличие 16 психологических типов - 16 типов
структур интеллекта (Вспомните 16 "систем мысли" в индийском трактате). И
именно ярко выраженная функциональная и социальная направленность каждого из
этих 16 типов психических структур позволила сделать вывод о соционной природе
человека. ( До этого момента можно было сколько угодно спорить о том, разные мы
все или одинаковые, но мало кто догадывался, что наши различия — "типовые", т.
е. имеют форму стандартной типовой модели.
Ни в коем случае не рекомендуется рассматривать тип личности как "тип
характера" - это совершенно разные вещи. Наблюдая человека и изучая его
характер, можно отнести его к тому или иному типу личности, равно как из
описания какого-либо типа личности можно вычленить множество вариантов тех или
иных характеров, но это уже скорее относится к области литературы (или
практического приложения соционики к областям литературы). Если тип личности -
это своего рода "программный" потенциал, заложенный в человеке и данный ему как
"путевка в жизнь", то характер - это частные методы и способы реализации
данного потенциала, применяемые человеком в конкретных условиях его жизни и
соответствующие его индивидуальным особенностям и установкам.
Социон и соционная природа человека
* Так в чем же суть соционной природы? Что называется соиионом?
Совокупность 16 дополняющих друг друга психологических типов ("социотипов") со
всеми присущими им закономерностями взаимоотношений и называется соционом.
* "Социон—это единица интегрального человеческого интеллекта" (здесь и далее
формулировки А.Аугустиновичуте).
* "Социон-это наименьшая единица человечества или модель общества в миниатюре".
* "Социону присущи все типы межчеловеческих отношений и все закономерности
человеческого общества, в том числе и закон социального прогресса".
* 16 типов социона разделяются на 4 группы, составляя так называемые
соционические квадры по признаку максимальной психологической комфортности.
Межличностные отношения в квадрах и между квадрами развиваются в соответствии с
закономерностями социона.
* "Соционные закономерности - это все те закономерности функционирования
общества, основа которых - разнотипность человеческих взаимоотношений ".
*А как, например, мои отношения с женой? - интересуется Читатель. - они что.
тоже подчиняются этим. как вы говорите, "соционным закономерностям "?!
- Непременно! И только с позиции соционных закономерностей их и можно
проанализировать, а если понадобится, то и скорректировать.
Но продолжим наш экскурс.
На основании психологической модели А. Аугустиновичуте стало возможным и
возникновение теории, объясняющей основные закономерности взаимоотношений между
людьми - теории межличностных (интертипных) отношений, которая представляет
собой настолько стройную и емкую систему, что на ее основе стало возможным
развитие нового научного направления.
Формирование характера больше не является предметом гипотез и догадок,
поскольку теперь этот процесс можно рассматривать как соционную адаптацию
личности, принадлежащей к определенному психологическому типу и занимающей в
реальном социуме ( в реальном обществе) определенное место.
-И давно открыли эту соционику? - интересуется Читатель. - что-то не много мы о
ней до сих пор слышали...
Первая публикация по соционике, появившаяся в малоизвестном литовском
молодежном журнале, относится к 1980 году. И начиналась она так:
"Вниманию читателей предлагаю типологию, созданную К.Г. Юнгом, которую я
немного усовершенствовала, используя теорию информационного метаболизма А.
Кемпинского... " - Вот, кстати, еще одна важнейшая теория, без открытия которой
стало бы невозможным возникновение соционики, - теория информационного
взаимообмена.
Суть этой теории заключается в том, что процесс взаимодействия человека с
окружающим его миром носит информационный характер и представляет собой
информационный взаимообмен.
- Как это ?...
— Аналогично тому, как жизнь человека основана на физическом обмене веществом и
энергией - вещественном (или энергетическом) метаболизме, так же и наряду с
этим происходит функционирование человеческой психики, которое по сути является
информационным взаимообменом человека с окружающей его средой. И в этой связи
тип личности человека - это не что иное, как "типовая система" информационного
взаимодействия человека с окружающей его средой, "типовой способ"
мировосприятия и мироощущения.
А вот как по этому поводу высказывается сама Аушра Аугустиновичуте: "... Типы
информационного метаболизма (сокращенно - типы ИМ, или ТИМы) - это просто
устройство информационной аппаратуры человека. "Выпускается" аппаратура 16
типов, а характеристика типов - это просто техническая характеристика
функционирования конкретного информационного инструмента".
|
|