|
с осознанием своей принадлежности к типу личности и пониманием свойственных для
него проблем. Она предполагает определенную динамику процесса саморегуляции.
Во-первых, определение своего типа, во-вторых, изучение проявления типовых
различий между людьми (Информацию об этом можно найти в первых трех главах.).
Затем постепенное развитие своих сильных и слабых сторон. Именно в этом порядке
— сильных и слабых, потому что сильные развивать естественней и легче, и, кроме
того, они гораздо нужней окружающим, ибо только по ним производится
общественно-полезный продукт. Благодарное общество, может быть, позаботится о
том, чтобы мы не умерли от наших слабостей.
Но заботиться оно, скорее всего, будет своеобразно — выдавая полуфабрикаты,
с которыми еще что-нибудь нужно делать. К примеру, какому-нибудь
тактил-сциентику, чей интеллект общество ценит и использует, оно платит деньги.
Это можно трактовать как заботу о его слабой конкретике, но если обращаться с
финансами ТС не умеет вовсе, то эта забота обратится в пшик. Потому-то и
приходится думать о развитии своих слабых функций.
Оба процесса, в идеале, должны идти параллельно. Взаимные их скорости
следует балансировать, добиваясь внутренней гармонии. И не надо надеяться, что
слабые функции в своем развитии догонят и перегонят сильные. Любой тип — это
огромное благо, и именно как к благу к нему стоит относиться, хоть он и
противоречив по своей природе.
Здесь уместно вспомнить замечательную молитву на каждый день, придуманную
американским теологом Найбуром: «Господи, даруй мне спокойствие, чтобы принять
то, что я не могу изменить; мужество, чтобы бороться с тем, что я могу
изменить; мудрость, чтобы различать эти два случая».
Личные чувства воспринимаются ТС как мир Зазеркалья: то страшно, то
здорово; совершенно непонятно, чего ждать от них в следующую минуту и что
делать. Решения могут быть различны, но обыкновенно они приводят к уже
отмеченной осторожности в личных отношениях. Вообще, симпатиями и антипатиями
ему управлять трудно, особенно в молодости. В вопросах этики стремится к
совершенству, поэтому ему трудно понять, от чего же возникают срывы. Стремление
к идеалу и тоска по любви, временами находящие на людей объективного типа — не
что иное как реакция на слишком уж далекое от идеала собственное состояние.
Опыт показывает, что как только все в этой области приходит более или менее в
норму, объективик успокаивается и начинает заниматься делом, уже не мечтая о
таинствах чувств и отношений.
Для нормального состояния тактил-сциентика характерны несколько формальная
вежливость и приветливость. В депрессии же он может дойти до демонстративной
неэтичности, показав, что его переживания на пределе, и более за себя он не
отвечает. Если ТС начал грубить, ругать его за это так же жестоко, как бросать
в таком состоянии. Не нужно нотаций, лучше попытаться его успокоить.15
Нормально воспринимать слова он сможет, только если вы сумеете предварительно
оказать действенную помощь. Если не сумеете, вас просто не станут слушать.
* * * *
Хотя тактил-сциентик не слишком требователен к культуре, воспитанию и
способностям тех людей, с которыми сталкивается, его притягивают одаренные
личности. Они создают у него определенные ориентиры в этой области, которые сам
он создать не в состоянии. Когда окружение создает у ТС желание развивать свои
способности, повышать культуру и образованность, это равноценно заботе о нем.
Потерянных возможностей тактил-сциентику очень жаль, и, более того, именно
ими он склонен измерять свои ошибки. Но в заботе о перспективах других он о
своих, тем не менее, постоянно забывает. Забота о развитии других часто требует
от тактил-сциентика больших затрат, на которые он обречен идти. Если это
школьный учитель или просто ученик, объясняющий материал другу, он способен
подолгу, раз за разом повторять объяснение, пока станет ясна суть того, что он
говорит. При этом ТС часто переживает больше, чем человек, который его слушает.
Очень устает, но прекратить, пока партнер от него этого не потребует, не в
состоянии. Вообще, полученная программа, которую, если хотите, можно назвать
воспитанием, делает необходимым для тактил-сциентика передавать другим свое
образование. Это выглядит, в частности, как невозможность опуститься ниже
определенного уровня. Демонстрировать собственные возможности приятно, особенно
если этого ждут другие. Если же не ждут, он может со спокойной совестью не
делать в этой области ничего лишнего.
Размышление, поиск причинно-следственных связей, анализ — естественное
состояние тактил-сциентика. Рассуждения сами собой возникают при столкновении с
потенциальными возможностями окружающих объектов. Причем процесс этот мало
контролируем, хотя бы рассуждения и были великолепны.
ТС имеет свойство думать вслух, и если его мысли с интересом выслушиваются
окружающими, показывает иногда чудеса в области абстрактных рассуждений.
Ситуационное мышление у людей этого типа запаздывает. Оказавшись в сложной
ситуации, ТС, как правило, действует верно, но тревожно. Чтобы избежать
подобной нервотрепки, он обычно заранее продумывает, как наилучшим образом
выпутаться из возможных неприятностей, и имеет по десятку рецептов на все
случаи жизни.
То, что относится к иерархии и правовым законам, воспринимается
тактил-сциентиком довольно спокойно. Из-за релатичности он стремится их лишний
раз не нарушать, но и почтения к ним не испытывает, особенно если эти законы, с
его точки зрения, бессмысленны. Тем не менее, ТС стремится их знать, чтобы при
случае иметь возможность с ними бороться или обойти их.
ТС старается ко всем без исключения людям относиться уважительно. Иногда
окружающие совсем не способствуют этому, но он старается до последнего.
|
|