|
Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого
распространения идеи международного гуманитарного права и применением прав
человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы
и социальной политики проблема этнических различий становится предметом
специального обсуждения, так же, как и вопросы гендерного и возрастного
неравенства. Анализ учебных пособий по социальной политике, социальной работе и
социальной медицине показывает, что проявляющийся в них дискурс о
мультикультурализме, антидискриминационной практике и правах человека следует
современной политической риторике и, в некоторой степени, отражает развитие
исследований в данной области. Однако, налицо далеко не полностью реализованный
потенциал дальнейшего углубления рефлексии и усовершенствования учебной
литературы по данным вопросам. В докладе приводятся свидетельства когнитивных
ловушек и противоречивых логических посылок из учебных пособий, демонстрирующие
риторический разрыв между идеалами гуманизма и задачами социальной критики, с
одной стороны, и биологизаторскими и репрессивными установками авторов, с
другой.
Введение
Внимание к этничности в учебной литературе по специальности «Социальная
работа» выступает для нас одним из признаков (наряду с гендером и
инвалидностью) культурной сенситивности и информированности о правах человека
как важнейших профессиональных атрибутов новой профессии. Речь идет не только
об обучении студентов толерантности к разным культурам, пониманию и признанию
разнообразия1, но и о развитии профессиональных навыков распознавать
дискриминацию и стремиться к соблюдению прав человека. Н.Рагозин предлагает
при оценке преподавания прав человека выделять минимальный и оптимальный уровни
развития способности суждения в области прав человека2. Минимальный уровень
относится к способности распознавать в общественной и политической жизни
явления индивидуальной, групповой и институциальной дискриминации людей по
признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных
убеждений, национального или социального происхождения, имущественного,
сословного или иного положения. Оптимальный уровень – это готовность и навыки
самостоятельного поиска путей и средств установления недискриминационных
отношений с людьми, знание способов реализации и защиты прав человека на
национальном, региональном и глобальном уровнях. Достижение минимального уровня
компетентности в области прав человека – это, по Рагозину, пропедевтический
этап в преподавании, который, в свою очередь, может условно быть представлен в
позитивном и негативном аспектах3. Если позитивная пропедевтика нацелена на
познание различий и уважение инаковости, формирование толерантности, то
негативная – на выработку навыков преодоления предубеждений, предрассудков и
дискриминации.
В нашей работе в качестве категории анализа выступает концептуальное
понятие «квалификация атрибутов этничности в поле социальной политики и
социальной работы». Категория анализа, таким образом, – это оценочная нагрузка
высказываний об этничности, символы или дискурс этничности. Ключевые признаки
понятия этничности – это идентификация и наименование любой группы или
категории людей, а также эксплицитные или имплицитные контрасты, дискурсивно
создаваемые между одной и другой группой или категорией. Рабочими единицами
анализа в учебной литературе выступают этнические персонажи, квалифицируемые
определенным образом, а также направления социальной политики и формы
социальной работы, описание которых затрагивает те или иные смысловые аспекты
этничности.
В качестве единицы анализа, кроме того, выступает само учебное пособие в
целом, если оно целиком посвящено проблематике этничности, а также раздел
учебного пособия или более мелкий его фрагмент, содержащий разговор о нужной
нам теме. В этом случае мы можем назвать логически завершенное смысловое
пространство единицей контекста4. Здесь можно посмотреть и на объем внимания,
уделяемого проблеме этничности в рамках отдельного пособия или раздела, и на
наличие нужных понятий в оглавлении книги.
Атрибуты этничности входят в дидактические единицы в расшифровках ряда
учебных дисциплин государственного образовательного стандарта специальности
350500 «Социальная работа» второго поколения, утвержденный в 2000 г. Тогда же в
учебных пособиях по социальной работе начинает формироваться специфический
дискурс этничности. В Госстандарте, например, присутствуют такие коды, как
«этнографические вопросы старения человека» (дисциплина «Социальная
геронтология»), «этнографическая характеристика» (Проблемы социальной работы с
молодежью), «этнокультурные процессы становления русской государственности»
(История), «Этнографические аспекты социальной политики» (Социальная политика).
Понятия антропологии и культуры присутствуют в содержании предметов
«Культурология», «Антропология», «Философия», «Педагогика», «Социология»,
«Социальная экология», «Семьеведение», «Гендерология и феминология».
Мы проанализировали 33 учебных пособия по основным и специальным курсам
учебного плана специальности «Социальная работа», большая часть которых была
издана с 1999 по 2004 гг., одно учебное пособие за 1994 г. (см.список учебной
литературы в Приложении). Критериями отбора выступали следующие:
представленность издания на рынке книжной продукции (известное издательство,
массовый тираж); наличие грифа Министерства образования или
учебно-методического объединения (УМО) вузов, ведущих подготовку в
соответствующей области; прямое соответствие образовательной программе по
социальной работе. Все отобранные для анализа источники вышли в свет в крупных
|
|