|
зуемую научную информацию. Принадлежность к
какому-либо вероисповеданию, т. е. объясняющее явление, можно обобщать с
помощью той или иной степени интеграции. Самоубийство же как объясняемое
явление — лишь одно из выражений так называемой дезорганизации, т. е.
функционального расстройства общества, или ослабления предсказуемости. С
помощью этих более Широких понятий названное эмпирическое обобщение можно
представить в виде следующей теории: «Состояние личной дезорганизации
варьируется обратно пропорционально степени социальной интеграции».
Вышесказанное можно наглядно показать с помощью схемы, расположенной на
с. 85. Из нее видно, что в эмпирических обобщениях речь идет об отношении между
двумя переменными (а — 1), но на уровне теории обращается внимание на взаимную
связь теоретических понятий (А — Б).
На следующем этапе можно проверить теорию. Исходя из теории, путем
логической дедукции выдвигаются гипотезы. Согласно данной теории, незамужние
женщины и неженатые мужчины социально менее интегрированы, чем замужние и
женатые.
По этой причине первые имеют более высокую частотность самоубийств, чем
последние. Эта гипотеза проверяется с помощью собираемых наблюдений, после чего
делаются эмпирические обобщения, и, наконец, гипотеза включается путем
логической индукции в теорию.
Разработку теории, с одной стороны, и ее применение — с другой, можно
изложить по Уоллису (1971) в следующем виде: в стадии разработки теории важны
наблюдения, полученные в процессе исследования, а в стадии применения теории
важны объекты приложения. При наблюдении и выводах необходимо учитывать
положения теории. Теория помогает направить исследование на рассмотрение
существенных вопросов.
После проверки гипотезы она считается доказанной и служит основой
логических заключений, ведущих к теории.
Как выше уже отмечалось, разработка социологической теории и
эмпирическое исследование находятся в отношениях взаимовлияния. Валидность и
обобщаемость результатов исследования напрямую зависит от этого взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
Asplund Johan (red.). Sociologiska teorier. Studi-er i sociologins
historia. (Социологические теории. Исследования в истории социологии).
Stockholm, 1967.
Baldridge Victor J. Sociology: A Critical Approach to Power, Conflict
and Change. Johan Wiley and Sons, New York, 1980.
Bourdieu Pierre. Kultursociologiska texter. (Тексты по социологии
культуры). Salamander, Stockholm, 1986.
Дюркгейм Эмиль. Метод в социологии // Эмиль Дюркгейм. Социология. М.,
1995.
Eskola Antti. Sosiologian tutkimusmenetelmat 1 (Методы исследования
социологии, 1). WSOY, 1981.
Fichter Joseph H. Sociology. Second edition. The University of Chicago
Press, Chicago, 1971.
Хан Эрих. Исторический материализм и марксистская социология. М., 1971.
Jyrinki Erkki. Kysely ja haastattelu tutkimuk-sessa (Опрос и интервью в
исследовании). Hame-enlinna, 1974.
Kloss Robert Marsh & Ron E. Roberts & Dean S. Dorn. Sociology with a
Human Face. Sociology as if people mattered. The C. V. Mosby Company, Saint
Louis, 1976.
Liedes Matti & Pentti Manninen. Otantame-netelmut (Методы выборки). Оу
Gaudeamus Ab, Helsinki, 1974.
Merton Robert. Social Theory and Social Structure. New York, 1968.
Mills Wright C. Sosiologinen mielikuvitus (Социологическое воображение) .
Gaudeamus, Helsinki, 1982.
Robertson lan. Sociology. Worth Publishers Inc., New York, 1977.
Sariola Sakari. Sosiaalitutkimuksen menetelmat (Методы социального
исследования). WSOY, Por-voo, 1956.
Stinchcombe Arthur L. Constructing Social Theories. New York, 1968.
Valkonen Tapani. Haastattelu, ja kyselyaineiston analyysi
sosiaalitutkimuksessa (Анализ материалов опроса и интервью в социальном
исследовании). Hameenlinna, 1974.
Wallace Walter L. Sociological Theory. An Introduction. Chicago, 1969.
Wallace Walter L. The Logic of Science in Sociology. Aldine. Atherton.
Chicago, 1971.
Warren Carol A. B. (ed.). Sociology, Change and Continuity. The Dorsey
Press, Homewood, Illinois, 1977.
Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderne Industrie. Landsberg am Lech,
1991.
5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ
5. 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Каждая область науки имеет свои основные понятия, с помощью которых она
описывает свой объект исследования, упорядочивает рассматриваемые явления и
информирует о выводах. Это касается, естественно, и социологии, которая имеет
свой специфический понятийный аппарат, отделяющий ее от других областей науки.
Социологическое понятие абстрактно в том отношении, что не соотносится с
действительностью непосредственно. Это значит, что понятие полностью никогда не
идентично тем явлениям, которые оно именует. Например, понятие «группа» может
означать самые разные группы, если оно не будет четко определено или ограничено.
С другой стороны, само понятие уже содержит существенные признаки объекта
(«груп
|
|