|
то понимание приходит к ним в связи с тем, что в
ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы
поведения
и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые
приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное
поведение,
в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому,
что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими,
достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с
окружающей
средой.
Весьма важным аспектом
творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в
социальных
ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное
поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно
без эффективного социального контроля и управления, необходимым
условием
для осуществления подобных действий являются отношения власти,
пронизывающие
все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти,
а также природу и сгруктуру организаций, где эти отношения проявляются
наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания
отношений
власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный
аппарат
управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и
координирующий
деятельность всех ее работников.
В теоретических работах
Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет
социологии
как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так
и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих
социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много
последователей,
а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.
Идеи Эмиля Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической
школы.
Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета
от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов
общественной жизни исключительно с социологических позиций.
В отличие от М. Вебера
Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие,
существование
и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов.
Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и
нормам,
которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица
общества как целого. Однако функционирование отдельных частей
социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся
искаженной,
плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень
много
внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения,
отклоняющихся
от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин
"аномия"
служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов
социальных
норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.
Учение об обществе Э.
Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и
прежде
всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи
создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные
социологи
справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.
Подводя итог, можно сказать,
что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь
удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено
научным,
теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э.
Дюркгейма.
Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую
свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений
различных аспектов этой теории.
§ 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Для того чтобы определить
объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно
уточ
|
|